Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

ГОСТЕВАЯ КНИГА
Почтовый ящик

Rambler's Top100

На юге Москвы проходит генеральная репетиция выборов в Московскую городскую Думу

В восьми московских районах - трех Чертаново, двух Бутово, Нагорном, Зюзино и Западном Бирюлево - 14 октября 2001 года будут проходить дополнительные выборы депутата Государственной Думы. Безвременно ушел из депутатов в чиновники Шохин С.О., которому избиратели не без поддержки местной администрации доверились в 1999-м.

Особенность этих выборов в том, что они будут проходить непосредственно перед выборами в Московскую городскую Думу, назначенными на 16-е декабря 2001г. Ситуация, складывающаяся на выборах в Чертановском округе, приемы, которые применяет исполнительная власть для продвижения «нужного» ей кандидата, характерны для выборов в Москве в последние 4 года. С декабря 1997-го года, когда состоялись выборы в Мосгордуму, в Москве прошло еще несколько выборов: Президента РФ, выборы в Государственную Думу, Мэра Москвы и советников районных собраний в 1999г., а также по два раза - дополнительные выборы в Госдуму (1998г.) и в Мосгордуму (2000). Если не считать выборов Президента, то на остальных выборах легко было заметить практически в каждом избирательном округе одного кандидата (очень редко - двух), который пользовался явным предпочтением московской исполнительной власти. Это предпочтение выражалось в разных формах - начиная от встреч этих кандидатов с популярным московским Мэром и заканчивая прямым использованием городских ресурсов для создания преимуществ своим кандидатам. Общий анализ методов «административных избирательных технологий» еще впереди, в этой заметке мы обратим внимание на некоторые приемы, применяемые сейчас на юге Москвы. Эти дополнительные выборы можно рассматривать как репетицию перед выборами в Мосгордуму.

С середины 90-х московская власть активно искала современные способы влияния на результат выборов. Явление это представляется естественным с точки зрения самой московской исполнительной власти, фактически сформировавшейся в самостоятельную политическую силу - «партию московских чиновников» («Отечество» представляет собой фасад этой партии). Действующая в России Конституция предполагает, однако, разделение властей и свободные выборы в качестве инструмента делегирования власти. Поэтому партия московских чиновников, как нормальная политическая партия, стала уделять выборам экстраординарное внимание. И если бы при этом использовались только официальные партийные ресурсы «Отечества», то можно было бы говорить о нормальной политической борьбе за власть. К сожалению, партия чиновников в использует административные ресурсы - информационные, организационные, финансовые, то есть те, которые доверены ей гражданами для использования на общественные нужды, для продвижения «своих людей» не только в исполнительную, но и в законодательную власть. Выборы перестают играть ту роль, которая отведена им Конституцией - высшего непосредственного выражения власти народа, а принцип разделения властей сходит на нет - законодательная власть превращается в придаток исполнительной (судебная власть слишком зависима от двух других).

К настоящему времени московская власть практически отказалась от явных фальсификаций, но действует как один большой избирательный штаб, влияя на все этапы избирательного процесса, начиная от принятия избирательного закона и заканчивая объявлением результатов. «Вольные социальные технологи» (так называется одна из частных пиар-фирм, специализирующаяся на выборах) могут отдыхать в г.Москве, если, конечно, их не привлекут в качестве субподрядчиков Мэрии.

Самое пристальное внимание власть уделяет формированию избирательных комисий, особенно окружных и территориальных. Процесс формирования комиссий осуществляется при деятельной опеке префектур и районных Управ. Особое внимание уделяется и председателям комиссий. Затем начинается применение «маленьких хитростей» - интенсивное «информирование» населения о деятельности или личности одного из кандидатов, концерты и подарки для ветеранов и многодетных семей и т.д. При этом избирательные комиссии, призванные следить за соблюдением закона, оказываются на редкость близорукими.

Однако дальнейший рассказ о различных приемах административного пиара мы оставим на потом. В этой заметке речь пойдет о конкретной проходящей сейчас в 204-м округе избирательной кампании по выборам депутата Госдумы. Я полагаю, что найдется достаточно много людей, которые обвинят меня в агитационной направленности этой статьи. Объективно, однако, статья не направлена на агитацию или контрагитацию за одного из кандидатов. Кандидат, о котором здесь чаще всего идет речь, не уступает другим. У меня вызывает сожаление, что, обладая очень значительным финансовым и человеческим ресурсом, которые в совокупности могли бы привести его к законной победе на этих выборах, он в полной мере воспользовался административным ресурсом московской исполнительной власти.

Агитподготовка

В марте 2001г. стало известно о том, что депутат Шохин С.О. освобождает место в Государственной Думе. Шохин в 1999-м довольно легко обошел своего ближайшего соперника - Улюкаева А.В., обладавшего немалым финансовым ресурсом, но не обладавшего поддержкой московской власти.

Выборы в 204-м округе были назначены Постановлением Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ от 14 мая. С этого момента в бесплатно распространяемых и выходящих массовыми тиражами районных газетах началось «раскручивание» Фаворита (кандидатом он станет лишь 2-го июля). И речь совсем не о том, что какой-то гражданин России стал тратить свои и своих сторонников деньги, чтобы стать депутатом. Речь о том, что была запущена административно-агитационная машина, одной из важнейших частей которой является разветвленная сеть финансируемых из московского бюджета средств массовой информации. За последние 4-5 лет московская власть создала целую империю СМИ, финансируемых из денег налогоплательщиков и бесплатно им же распространяемых. Целью создания такой империи была в первую очередь возможность массовой агитация за «нужных» кандидатов во время выборов.

Газеты, контролируемые московской властью и выходящие на территории 204-го избирательного округа, 14-го мая, как по команде, резко переключились с пропаганды запланированных Мэрией на следующий созыв депутатов Мосгордумы на явную и скрытую рекламу Фаворита. В период с мая по июль восемь недель подряд выходящая тиражем 350 тысяч экземпляров и бесплатно распространяемая по почтовым ящикам газета префектуры «Южные горизонты» публиковала материалы о Фаворите и его фирме. Даже, если эти публикации были оплачены не из бюджета, все равно остается очевидным, что такая массированная агитационная кампания во всех государственных и муниципальных СМИ должна была быть санкционирована властью.

Первый этап раскрутки закончился в момент выдвижения Фаворита кандидатом (по закону агитация не разрешена в период между выдвижением и регистрацией кандидата) и задолго до того, как проявился кто-нибудь из других кандидатов.

В дальнейшем местные СМИ будут регулярно печатать редакционные «информационные» материалы о деятельности фирмы кандидата.

Маленькие знаки внимания

В 204-м округе сначала было зарегистрировано пять кандидатов, причем лишь один - Груздев В.С. - по подписям. Сбор подписей, как это и бывает у фаворитов, осуществлялся по облегченному варианту - через общественные организации, а также в муниципальных учреждениях (что легко определить по подписным листам). Облегчение сбора подписей одному из кандидатов - одна из административных избирательных технологий; она хорошо просматривалась, например, на выборах 1999г., когда была даже сделана попытка привлечь к этому учителей государственных школ.

Двум кандидатам было уделено особое внимание: они явно не вписывались в номенклатурные представления о кандидатах, в частности, не имели дохода за предыдущий год. В соответствии с законодательством, они представили заявления об отсутствии дохода, однако окружная комиссия стала тщательно проверять не только их доход, но и законность существования предпиятий, где они работают. Проверка была действием скорее устрашающим, а кандидатам в регистрации было отказано на основании отсутствия справки с места работы о доходах (которых не было). Один из этих кандидатов подал заявление в Центральную избирательную комиссию, после чего все-таки был зарегистрирован. Второй кандидат, не зарегистрированный по тем же причинам, борьбу прекратил.

Маленькие знаки внимания будут оказываться Фавориту в течение всей агитационной кампании. Кандидат будет встречаться с организациями ветеранов и многодетных семей, курируемыми местной властью, ездить по школам, беспрепятственно встречаться с трудовыми коллективами. На различного рода торжественных мероприятиях, обустроенных местной властью, (это может быть праздник масленицы, отчет действующего депутата или просто концерт для ветеранов) чудесным образом будет оказываться лишь один кандидат. Остальные кандидаты в лучшем случае сумеют с большим трудом организовать пару-тройку встреч. Руководители государственных и муниципальных унитарных предприятий не будут поощряться за предоставление возможностей для агитации другим кандидатам.

Хорошим примером служит история с газетой «Здоровый город». Эта газета имела неосторожность опубликовать агитационные материалы кандидата А. - одного из соперников Фаворита. И тут же стала объектом пристального внимания со стороны избирательной комиссии: публиковала ли информацию о предоставлении платных услуг кандидатам, готова ли предоставить подобные услуги на тех же условиях другим кандидатам. Более того, представители Фаворита сразу же появились в редакции «Здорового города» со своими предложениями. На фоне отсутствия подобных вопросов к изданиям, многократно публиковавшим агитационные материалы Фаворита, все это очень похоже на административную травлю провинившегося издания.

Резидентная часть избирательного штаба

Избирательный штаб Фаворита работает красиво и грамотно. Финансы Фаворита, да, пожалуй, и его собственные достоинства, вполне могут обеспечить ему значительный отрыв от других кандидатов. Однако, проблема заключается в том, что россияне очень вяло ходят на дополнительные выборы. Из четырех дополнительных выборов, о которых речь шла выше, лишь одни состоялись (то есть в голосовании приняло участие более 25% избирателей). Дополнительные выборы в Мосгордуму в 2000-м году не обошлись без скандалов, связанных с непреодолимым желанием администрации, чтобы выборы состоялись: и в том и в другом случае организаторы выборов были уличены в фальсификациях. На этот раз избирательный штаб действует изящнее и в то же время масштабнее.

После начала избирательной кампании на должность заместителя начальника оргуправления префектуры Южного административного округа был назначен некто Саркисов В.Э. Окружная избирательная комиссия сразу после этого же назначила его заместителем руководителя своей рабочей группы. Самое замечательное, что комиссия была знакома с Вартаном Эрнестовичем по предыдущим выборам, когда он представлял интересы Фаворита 1999-го года, будучи членом комиссии с правом совещательного голоса от кандидата Шохина С.О. (см. выше)! То есть любому здравомыслящему человеку сразу было понятно, сколь тесно срослись интересы избирательного штаба Фаворита и московской власти. Вартан Эрнестович с энтузиазмом принялся выполнять свою часть задачи: обеспечение явки избирателей.

Выборы по Чертановскому избирательному округу будут беспрецедентными по пропагандистской кампании привлечения избирателей к урнам для голосования. Префект ЮАО принял невиданное ранее распоряжение «Об информационном обеспечении дополнительных выборов», выделив на это финансовые средства. Распоряжение префекта недоступно: мне не дают, а председатель комиссии запрашивать его не хочет. Однако проект части этого распоряжения, разработанный В.Э.Саркисовым имеется и содержит 28 пунктов, включая организацию прямой адресной рассылки писем-приглашений избирателям, цветные плакаты 3-х видов (30 тысяч экземпляров), видеоролики, «показ новостийных сюжетов о положительном опыте работы депутата ГД, мнений авторитетных людей о работе депутата», телефонные опрсы общественного мнения, организацию Интернет-страницы, «организацию собраний старших по домам и подъездам, с разъяснением задач, стоящих в связи с проведением дополнительных выборов депутата ГД» и многое другое. Как старшим по подъезадам разъяснили задачи, стоящие в связи с проведением выборов, я уже видел: сегодня старшая по подъезду предложила мне буклет и листовку Фаворита.

План мероприятий подписан Саркисовым В.Э., похож на планы, представляемые заказчику начальником избиартельного штаба, но оплачиваться будет из государственных средств. Исполнителями пунктов выступают не частные фирмы, а редакции окружных и районных газет, студии кабельного телевидения, государственные служащие и районные Управы.

Пожалуй, В.Э.Саркисов немного переборщил со своим энтузиазмом: занимался бы своей задачей обеспечения явки. Нет ведь, принимает активное участие и делах Окружной комиссии. Совсем недавно, например, потребовал отмены решения комиссии в той части, которая не вписывалась в пиар-кампанию Фаворита (комиссия в соответствии с законом приняла решение опубликовать данные о доходах и имуществе кандидата на плакате, который будет вывешен в помещениях для голосования. Имиджмейкеры Фаворита, по-видимому, считают, что сведения о доходах Фаворита могут оказать негативное влияние на решение избирателя).

Продолжение следует…

После выборов в Чертановском округе вартаны эрнестовичи, часть - в роли штабистов, часть - в роли государственных служащих, будут проводить выборы депутатов Московской городской Думы. Прошу всех кандидатов в депутаты, а также избирателей это учесть!

 

А.Ю.Бузин
председатель Межрегионального объединения избирателей, член Чертановской окружной избирательной комиссии по выборам депутата Государственной Думы

27.09.2001

Возврат на титульный лист | Ссылки | Устав | Текущий архив | Почтовый ящик

This document maintained by lahta-m@.votas.ru.
Material Copyright © 2001 Лахта-М