Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

ГОСТЕВАЯ КНИГА
Почтовый ящик

Rambler's Top100

О проекте Федерального закона

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»»

Андрей Бузин

0. Введение

Принятый в 1997 году Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ниже - «Закон о гарантиях» или просто «Закон») приблизил российское законодательство к демократическим стандартам избирательного права, зафиксированным в таких международных юридических документах как «Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», в документах СБСЕ и Межпарламентского Союза.

Этот закон, вкупе с конституционными нормами и другими российскими законами, устанавливающими выборность органов государственной власти и местного самоуправления, фактически определил характер избирательных кампаний, состоявшихся в нашей стране в последние четыре года. На основе этого закона были приняты новые Федеральные законы "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и «О выборах Президента Российской Федерации»; практически все субъекты РФ обновили свое избирательное законодательство. На основе этого закона и производных от него в России прошли выборы Президента, Государственной Думы, органов государственной власти почти всех российских регионов и бесчисленное количество выборов в органы местного самоуправления. Накопившийся опыт позволяет проанализировать сильные и слабые места этого закона.

Несомненно, новаторский характер Закона о гарантиях позволяет говорить о том, что многие его положения нуждаются в доработке. Законы в принципе не бывают идеальными, а уж законы страны, находящейся в очередном переходном периоде, тем более, страдают несовершенством. Закон о гарантиях не ругал только ленивый, но особые нападки он, по-видимому, заслужил со стороны практиков по организации и проведению выборов. Автор этой статьи не раз слышал самые страшные ругательства в адрес Закона от людей, «проводивших» выборы в пятидесятые-восьмидесятые и даже более ранние годы. Закон представляется им сложным, запутанным, неясным, «перегруженным деталями».

Однако, выборы - это сложная процедура, требующая, с учетом уровня российского правосознания, очень тщательной регламентации. Общие слова из которых, например, состояли специальные разделы об избирательной системе в Советских конституциях, позволили превратить выборы во «всенародный» праздник-фарс. Детализация процесса выборов, более четкое определение их принципов были направлены на отход от этой традиции. Несмотря на всеобщее недоверие к выборам, на ставшее общепринятым утверждение о том, что выборы становятся с каждым годом «грязнее», мне представляется, что дело не в избирательном законе, а, как всегда это бывает в России, - в его неисполнении. И реальная причина агрессивных нападок на Закон о гарантиях - препятствия, которые он устанавливает недобросовестным политическим силам и должностным лицам.

Тем не менее, за четыре года стало совершенно очевидно, что Закон о гарантиях требует значительной переработки. За четыре года большим количеством людей накоплен огромный опыт, доказывающий не только изъяны российского правоприменения, но и исправимые недостатки самого закона.

Необходимые изменения и дополнения настолько значительны, что они требуют принятия Федерального закона с формулировкой «изложить в новой редакции», либо просто принятия нового закона. Настоящий момент представляется удобным для такого мероприятия, поскольку до самых масштабных выборов остается еще два года. Поэтому инициативу ЦИК по разработке Проекта следует всячески приветствовать.

Следует также заметить, что Закон о гарантиях определяет рамки избирательных законов субъектов Федерации, и некоторые очевидные усовершенствования, которые хотелось бы внести в «субъектные» законы, упираются именно в эти рамки.

Представляется, однако, что предлагаемый Проект (здесь и далее под Проектом мы будем подразумевать предлагаемую ЦИКом новую редакцию Закона о гарантиях), в разработке которого, несомненно были задействованы немалые силы, мог бы быть гораздо более основательным. Проект содержит, с одной стороны, довольно много изменений и дополнений, с другой стороны, не только не делает Закон о гарантиях более корректным и понятным, но в некоторых случаях предлагает еще более опасные нормы - неоднозначно трактуемые, плохо реализуемые и провоцирующие юридические коллизии.

Следует заметить, что в Проекте ЦИК существует довольно много положений, заслуживающих внимания и поддержки, очевидно основанных на практике проведения выборов. Тем не менее, в целом, Проект представляется слишком сырым для того, чтобы принимать его даже в первом чтении.

В данной работе мы попытаемся предложить и обосновать концепцию проекта Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Закон о гарантиях, основанную на нашем опыте организации и проведения выборов. Попутно мы дадим несколько комментариев к предложенному ЦИКом Проекту, не рассматривая его в деталях, поскольку такое рассмотрение требует гораздо большего объема статьи и, главное, - приводит к выводу о целесообразности полной переработки Проекта.


Оглавление:

0. Введение
1. О названии Закона
2. О принципах проведения выборов в РФ
3. О терминологии
4. Избирательные комиссии
5. Ответственность за нарушение избирательного законодательства и за нарушение избирательных прав граждан
6. Избирательные документы и общественный контроль
7. Информирование избирателей и агитация
8. Избирательные штабы кандидатов
9. Заключение

14.09.2001

Возврат на титульный лист | Ссылки | Устав | Текущий архив | Почтовый ящик

This document maintained by lahta-m@.votas.ru.
Material Copyright © 2001 Лахта-М