Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

ГОСТЕВАЯ КНИГА
Почтовый ящик

Rambler's Top100

МОСГОРИЗБИРКОМ НА СТРАЖЕ

(инициатива по увеличению открытости выборов отвергнута МГИКом)

А.Бузин, член МГИК с правом совещательного голоса

6-го декабря «Московский комсомолец» опубликовал, а наш сайт воспроизвел, призыв к кандидатам в депутаты Московской городской Думы обратиться в Мосгоризбирком с просьбой о честном подсчете голосов в участковых избирательных комиссиях. В принципе, предложение Леонида Кириченко по технологии подсчета голосов, увеличивающее открытость и гласность этого процесса, могло бы быть облечено в форму рекомендаций от имени Московской городской избирательной комиссии. Но надежды на то, что этот орган, призванный осуществлять организацию и проведение выборов, контроль за законностью при их проведении, примет такие рекомендации нет никакой.

В этом мне пришлось еще раз убедиться на заседании, которое произошло в тот же день, 6 декабря. Мосгоризбирком «рассмотрел» мои предложения (см. Приложение) по реализации принципа «открытости и гласности» (п.7 ст.3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") при подведении итогов в территориальных избирательных комиссиях. И благополучно похоронил.

В соответствии с законом территориальные избирательные комиссии принимают от участковых избирательных комиссий протоколы об итогах голосования и суммируют данные, представленные в них. При этом могут присутствовать и знакомиться с избирательными документами наблюдатели, члены комиссии с правом совещательного голоса, представители прессы. В случае если в протоколе участковой комиссии были обнаружены существенные недостатки (например, не сошелся баланс бюллетеней), протокол остается в территориальной комиссии, а в участковой комиссии в присутствии всех ее членов и наблюдателей составляется повторный протокол.

В реальности, слишком часто эта процедура не соблюдается. В реальности всем этим часто занимается не территориальная комиссия вовсе, а сотрудник орготдела Управы. В реальности, первичный прием протоколов, а иногда даже их заполнение или корректировка, осуществляется в маленькой комнате, куда не пускают наблюдателей из-за «недостатка места». В реальности, составление «повторного» протокола осуществляется прямо на месте, в территориальной комиссии руководителями участковой комиссии, а подписи остальных членов участковой комиссии в лучшем случае стоят на чистом бланке, а в худшем случае - просто подделываются. Причины такого противоправного поведения разные - от российского пренебрежения к закону до умышленной фальсификации результатов.

Мне, как человеку, наблюдавшему процесс уже в нескольких десятках территориальных комиссий, все это хорошо известно. Председателю Московской городской комиссии В.П.Горбунову это известно, наверняка, не хуже меня. Думаю, что тем членам городской комиссии, которые пришли туда из органов исполнительной власти это тоже известно, поскольку они сами занимались организацией выборов. Всем известно, хотя и не афишируется, что на выборах 2000г. в территориальной избирательной комиссии Марьино было приписано около 4,5 тысяч голосов.

Тем не менее, В.П.Горбунов, а вслед за ним и вся городская комиссия дружно твердят о том, что в «законе все написано», а МГИК не имеет полномочий «менять закон». В соответствии со статьей 7 Закона города Москвы «О Московской городской избирательной комиссии», МГИК

- осуществляет меры по организации единого порядка … установления итогов голосования, определения результатов выборов и референдумов в городе Москве;

- осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий всех уровней на территории города Москвы;

- издает инструкции, разъяснения и иные акты по вопросам единообразного применения законов города Москвы о выборах и референдумах.

Предлагаемое решение, в своей основе, содержало одну главную идею: сделать так, чтобы поступающие в территориальную комиссию протоколы становились бы известны всем присутствующим. Вкратце, оно гласило: «Поручить территориальным избирательным комиссиям при подведении итогов голосования обеспечить ОГЛАШЕНИЕ протоколов УИК непосредственно после их поступления в территориальную комиссию». Такая формулировка не противоречит закону, а МГИК полномочна принять такое решение.

Тем не менее, МГИК такого решения не принял. Почему?


Приложение

Московская городская избирательная комиссия

Проект

РЕШЕНИЕ

 

___________________№___________________

О едином порядке подведения итогов голосования

в территориальных избирательных комиссиях

 

В целях обеспечения открытости и гласности при установлении итогов голосования в территориальных избирательных комиссиях на выборах депутатов Московской городской Думы 16 декабря 2001г., в соответствии со ст.ст.13,22,51 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве" и ст.7 Закона города Москвы «О Московской городской избирательной комиссии» избирательная комиссия РЕШИЛА:

1. Утвердить Инструкцию «О едином порядке установления итогов голосования в территориальных избирательных комиссиях на выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве» (прилагается).

2. Поручить окружным избирательным комиссиям по выборам депутатов Московской городской Думы довести данное решение до сведения территориальных и участковых избирательных комиссий.

3. Опубликовать данное решение в журнале «Вестник Московской городской избирательной комиссии».

 Подписи…..

 Разослано:

 


 ИНСТРУКЦИЯ

О едином порядке установления итогов голосования в территориальных избирательных комиссиях на на выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве

 

При установлении итогов голосования в территориальных избирательных комиссиях следует руководствоваться ст. 51 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве" и данной инструкцией.

1.Помещения для установления итогов голосования в территориальной избирательной комиссии

1.1. Для установления итогов голосования в территориальной избирательной комиссии используются следующие помещения:

А) зал для первичной приемки протоколов участковых избирательных комиссий (далее - УИК) в территориальной избирательной комиссией (ТИК) - не менее 50 кв.м.;

Б) помещения для ввода информации из протоколов УИК в ГАС «Выборы» - 1-2 комнаты с оборудованием для ввода информации;

В) помещение для окончательной приемки протоколов УИК, подписания актов о передаче первого экземпляра протокола УИК и приложенных к нему документов, суммирования данных протоколов - не менее 20 кв.м.

Г) помещение для заседаний ТИК - не менее 30 кв.м.

Д) помещение для передачи на ответственное хранение второго экземпляра протокола и других избирательных документов.

1.2 По решению ТИК ввод информации в ГАС «Выборы», окончательная приемка протоколов и заседания комиссии могут проводиться в зале для первичной приемки прототоколов (помещение А)). В целях удобства помещения А)-Г) могут быть объединены в любом сочетании, но таким образом, чтобы они обеспечивали возможность присутствия всех членов ТИК и лиц, указанных в п.1.4 настоящей Инструкции.

1.3 ТИК назначает из своих членов РУКОВОДИТЕЛЯ РАБОТ в каждом из помещений (исключение может составлять помещение Д). Руководителем работ по окончательной приемке протокола (помещение В) является председатель либо секретарь ТИК.

1.4 Во всех помещениях вправе присутствовать члены территориальной избирательной комиссии, лица, перечисленные в п.2 ст.22 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве" и наблюдатели (ниже для всех этих лиц используется общий термин «наблюдатели»). Наблюдатели имеют право знакомится с избирательной документацией, находящейся в помещении, а также наблюдать за действиями, производимыми в помещении, находясь на расстоянии, обеспечивающем видимость содержания избирательных документов. При этом они не вправе вмешиваться в деятельность членов ТИК иначе, как посредством обращения к руководителю работ в данном помещении, либо к председателю ТИК.

С целью создания в помещениях типа Б),Г),Д) обстановки, способствующей тшательному проведению избирательных действий, ТИК может установить ограничение на количество единовременно присутствующих в этих помещениях наблюдателей, однако такое ограничение не может составлять менее двух таких лиц.

2. Погашение избирательных бюллетеней

2.1 Погашение и подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней, находящихся в ТИК, осуществляется сразу после истечения времени голосования в помещении А).

2.3 О погашении и подсчете составляется акт, а погашенные избирательные бюллетени сразу после подсчета упаковываются и опечатываются.

2.4 При погашении и подсчете вправе присутствовать наблюдатели. Они вправе поставить свою подпись на упаковке с погашенными избирательными бюллетенями.

3. Доставка протоколов участковых избирательных комиссий в территориальную избирательную комиссию

3.1 Первый экземпляр протокола УИК доставляется в ТИК сразу после его подписания в УИК. Первый экземпляр протокола доставляют в ТИК председатель комиссии и секретарь комиссии, либо лица их замещающие (далее - представители УИК). Первый экземпляр протокола доставляется непосредственно из УИК в зал для первичной приемки протоколов и передается непосредственно в руки члена ТИК - руководителя работ по первичной приемке протоколов. С момента подписания протокола УИК и до момента передачи протокола в руки руководителя первичной приемки запрещается передача первого экземпляра протокола другим лицам.

3.2 Вместе с первым экземпляром протокола в ТИК доставляются документы, прилагаемые к первому экземпляру протокола в соответсвии с п.24 ст.50 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве", а также второй экземпляр протокола и избирательные документы, передаваемые в ТИК для ответственного хранения.

4. Порядок первичной приемки протоколов

4.1 В зале для первичной приемки протоколов (помещение А) должны быть оборудованы 2-3 места для членов комиссии с правом решающего голоса, производящих провеку правильности оформления протокола и документов, приложенных к нему, а также места для руководителя работ по первичной приемке и наблюдателей.

4.2 Руководитель работ по первичной приемке протоколов, сразу после получения от представителей УИК первого экземпляра протокола (протокол №1) УИК оглашает данные, содержащиеся в этом протоколе. При этом обязательно оглашаются следующие данные: номер УИК, содержимое всех нумерованных строк протокола, содержимое строки о заявлениях, поступивших в УИК.

При оглашении данных из первого экземпляра протокола, они заносятся в находящуюся в помещении А специальную таблицу (увеличенная форма сводной таблицы), изготовленную на бумаге формата А1.

Вслед за оглашением данных протокола руководитель работ передает протокол №1 одному из членов ТИК, производящих проверку правильности оформления протокола.

4.3 Член ТИК, производящий проверку правильности оформления протокола, обязан проверить следующее:

4.3.1 Наличие необходимых реквизитов в протоколе:

4.3.1.1 Номер протокола

4.3.1.2 Номер избирательного участка и его адреса

4.3.1.3 Заполнение всех нумерованных строк протокола цифрами и соответствующими словами

4.3.1.4 Соответствие записи в строке «Перечень жалоб (заявлений)…» прилагаемому комплекту документов

4.3.1.5 Наличие подписей всех членов комиссии или сведений о причине отсутствия подписей

4.3.1.6 Наличие печати УИК

4.3.1.7 Наличие даты подписания протокола

4.3.1.8 Наличие времени подписания протокола

Иначе говоря ВСЕ строки протокола должны быть заполнены соответствующим образом.

4.3.2 Наличие необходимых избирательных документов, прилагаемых к первому экземпляру протокола:

4.3.2.1 Заявлений (жалоб) на нарушения избирательного законодательства и решений УИК по ним, указанных в соответствующей строке протокола;

4.3.2.2 В случае невыполнения балансовых контрольных соотношений в протоколе - Акт о недостаче или избытке избирательных бюллетеней.

4.3.3 Соответствие второго экземпляра протокола первому экземпляру.

4.4 В случае, если при первичной приемке протокола установлены нарушения в оформлении первого экземпляра протокола, либо возникли сомнения в правильности составления протокола, ТИК должен принять решение либо о возможности первичной приемки протокола в представленном виде, либо о необходимости переоформления протокола в УИК, либо о необходимости повторного подсчета голосов в УИК или в ТИК. Об этом решении оповещаются все присутствующие в помещении А), а в увеличенной форме сводной таблицы делается соответствующая пометка.

4.5 Переоформление протокола в УИК, повторный подсчет голосов в УИК осуществляется в соответствии с п.7 ст.51 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве", а на вновь составленном экземпляре протокола делается соответствующая пометка: «Повторный» или «Повторный подсчет голосов».

4.6 В случае, если ТИК приняла решение о необходимости переоформления протокола в УИК или о необходимости повторного подсчета голосов в УИК, все избирательные документы, за исключением первого экземпляра протокола, возвращаются представителям УИК. Первый экземпляр протокола УИК, остается в ТИК, и на нем проставляется время возвращения остальных документов.

4.7 В случае, если ТИК приняла решение о необходимости повторного подсчета голосов по данному участку непосредственно в ТИК, все избирательные документы данной УИК остаются в ТИК.

4.8 В случае, если первый экземпляр протокола оформлен правильно, либо если ТИК приняла решение о возможности первичной приемки протокола в представленном виде, представителям УИК выдается бланк акта о приемке протокола (Приложение 1) с визой члена ТИК, производившего правильность оформления протокола, и указанием времени первичной приемки протокола, а также возвращаются все избирательные документы.

5. Ввод данных в ГАС «Выборы»

5.1 После первичной приемки первого экземпляра протокола представители УИК передают первый экземпляр протокола руководителю работ по вводу данных в ГАС «Выборы».

5.2 В случае обнаружения в процессе ввода в ГАС «Выборы» несоблюдения контрольных соотношений, не подтвержденных актом о недостаче или избытке избирательных бюллетеней, ТИК должен принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией с участием назначенного члена ТИК, либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов. Об этом решении оповещаются все присутствующие в помещении А), а в увеличенной форме сводной таблицы делается соответствующая пометка. Первый экземпляр протокола УИК остается в ТИК, и на нем проставляется время возвращения остальных документов; остальные документы возвращаются в УИК, либо остаются в ТИК в зависимости от принятого решения.

5.3 После успешного ввода данных в ГАС «Выборы» руководитель работ по вводу ставит свою подпись и время ввода в бланке акта о приемке протокола и возвращает первый экземпляр протокола представителям УИК.

5.4 В случае невозможности использовать ГАС «Выборы», проверка контрольных соотношений осуществляется на этапе первичной приемки протоколов.

6.Окончательная приемка первого экземпляра протокола и документов к нему прилагаемых

6.1 После ввода данных из первого экземпляра протокола в ГАС «Выборы» представители УИК передают первый экземпляр протокола и прилагаемые к нему документы (п. 4.3.2 настоящей Инструкции) руководителю работ по окончательной приемке протокола.

6.2 Руководитель работ по окончательной приемке протокола (председатель или секретарь ТИК) еще раз проверяет правильность оформления первого экземпляра протокола (см. п. 4.3.1 настоящей Инструкции), наличие прилагаемых к первому экземпляру протокола избирательных документов (см. 4.3.2). В случае отсутствия замечаний руководитель работ по окончательной приемке протокола ставит свою подпись и печать комиссии на акте о приемке протокола. Акт передается представителю УИК, а первый экземпляр протокола и документы, прилагаемые к нему - руководителю работ по окончательной приемке протокола.

6.3 В случае, если в процессе окончательной приемки первого экземпляра протокола будут выявлены какие-либо не замеченные ранее нарушения, ТИК принимает решение либо о возможности окончательной приемки протокола в таком виде, либо о необходимости переоформления протокола в УИК, либо о необходимости повторного подсчета голосов в УИК или в ТИК. Об этом решении оповещаются все присутствующие в помещении А) , а в увеличенной форме сводной таблицы делается соответствующая пометка. Первый экземпляр протокола УИК остается в ТИК, и на нем проставляется время возвращения остальных документов; остальные документы возвращаются в УИК, либо остаются в ТИК в зависимости от принятого решения.

7.Передача второго экземпляра протокола и других избирательных документов на ответственное хранение

7.1 После получения акта о приемке первого экземпляра протокола, представители УИК передают по акту второй экземпляр протокола и другие избирательные документы, в том числе упакованные избирательные бюллетени, на хранение ответственному представителю районной Управы. Акт о передаче на отвестственное хранение составляется в двух экземплярах, один из которых передается представителям УИК.

7.2 Документы, передаваемые на хранение должны быть упакованы и опечатаны, на упаковках должны стоять подписи представителей УИК и печать соответствующей УИК.

8.Суммирование данных, составление и оформление протокола и сводной таблицы территориальной избирательной комиссией

8.1 Данные из увеличенной формы сводной таблицы, в которую перенесены данные из принятых первых экземпляров протоколов, суммируются с помощью калькулятора двумя членами ТИК с правом решающего голоса. Суммирование может производиться нарастающим итогом в течение всего периода приемки протоколов, либо по окончании приемки протоколов.

8.2 После окончательного суммирования данных они сравниваются с данными, полученными с помощью ГАС «Выборы». В случае наличия расхождений устанавливается причина этих расхождений. Сводная таблица ТИК изготавливается с помощью ГАС «Выборы» после того, как будет установлено отсутствие расхождений между данными, полученными путем суммирования членами ТИК и полученными с помощью ГАС «Выборы». В случае невозможности использовать ГАС «Выборы», суммирование данных производится независимо двумя группами членов ТИК, а затем результаты сравниваются; в этом случае сводная таблица составляется непосредственно членами ТИК с правом решающего голоса.

8.3 Если при суммировании или анализе сводной таблицы ТИК возникли сомнения в правильности составления протокола какой-либо УИК, ТИК может принять решение о повторном подсчете голосов в этой УИК с участием членов ТИК, либо о повторном подсчете голосов по данной УИК непосредственно в ТИК. Об этом решении оповещаются все присутствующие в помещении А), а в увеличенной форме сводной таблицы делается соответствующая пометка.

8.4 Повторный подсчет голосов в ТИК по данному УИК осуществляется в соответствии с п.7 ст.51 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве", а на вновь составленном экземпляре протокола ставится отметка «Повторный подсчет голосов».

8.5 В случае, если выборы на каком-либо из избирательных участков ТИК признал выборы недействительными, данные по этому участку не вносятся в сводную таблицу ТИК. Решение о признании выборов на данном участке недействительными прилагается к решению об утверждении протокола и сводной таблицы ТИК.

9 .Утверждение протокола и сводной таблицы территориальной избирательной комиссии

9.1 Установление итогов голосования в ТИК включает в себя:

9.1.1 Действия описанные в п.п.2, 4-8 настоящей Инструкции;

9.1.2 Изготовление протокола ТИК и сводной таблицы ТИК в соответствии с п.2 ст.51 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве" ;

9.1.3 Рассмотрение на заседании ТИК жалоб (заявлений) на нарушения избирательного законодательства, приложенных к первым экземплярам протоколов УИК, ответов на них, а также жалоб (заявлений), поданных в ТИК и принятие по ним решений.

9.1.4 Утверждение на заседании ТИК протокола и сводной таблицы ТИК;

9.1.5 Подписание трех экземпляров протокола всеми членами ТИК, сводной таблицы ТИК, решения об их утверждении председателем и секретарем.

10.Передача первых экземпляров протокола и сводной таблицы в окружную избирательную комиссию

10.1 Первые экземпляры протокола и сводной таблицы ТИК передаются в окружную избирательную комиссию сразу после подписания их всеми присутствующими членами ТИК в порядке, установленном п.п.3,4,6 ст.51 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве". При отсутствии подписи какого-либо члена ТИК в протоколе указывается причина отсутствия этой подписи. Переданные в окружную комиссию первые экземпляры протокола и сводных таблиц ТИК возврату в ТИК не подлежат.

10.2 В случае выявления ошибок, несоответствий в протоколах ТИК или УИК, или возникновении сомнений в правильности составления протоколов ТИК или УИК, поступивших в окружную комиссию, окружная комиссия может принять решение о проведении повторного подсчета голосов на соответствующем участке, соответсвующей территории. Повторный подсчет голосов осуществляется в соответствии с п.п.6,7 ст.51 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве", а на вновь утвержденном протоколе ТИК делается отметка «Повторный подсчет голосов».

 

Возврат на титульный лист | Ссылки | Устав | Текущий архив | Почтовый ящик

This document maintained by lahta-m@.votas.ru.
Material Copyright © 1999 Лахта-М