Изменится ли схема округов по выборам депутатов МГД?
Титульный лист

ГОСТЕВАЯ КНИГА
Почтовый ящик

Rambler's Top100

Как нам разделить Москву на 35 частей

До очередных выборов депутатов Московской городской Думы еще 8 месяцев. Однако в ближайшие недели должно произойти событие, которое во многом повлияет на результат выборов. Я имею в виду определение схемы избирательных округов. Почему этот вопрос возник?

Опять перекройка

Немного истории. Первые выборы депутатов городской Думы проходили в декабре 1993 г. на основании Положения о выборах, утвержденного Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Это положение предусматривало такой порядок нарезки избирательных округов, при котором совмещение границ избирательных округов с границами административных округов имело приоритет перед требованием о равной численности избирателей в округах. В результате самый большой округ был вдвое больше самого маленького.

Следующие выборы проходили в декабре 1997 г. уже на основании федерального и московского законов. Законы требовали, чтобы отклонение численности избирателей в округе от среднего значения не превышало 10%, а в исключительных случаях – 15%. Поэтому схему округов пришлось менять. Лишь 18 из 35 округов остались прежними.

Теперь предстоят новые выборы. И опять приходится переделывать округа. На это есть две причины.

Во-первых, за четыре года сильно изменилась численность избирателей в ряде районов, в первую очередь в районах-новостройках. Так, в Митино количество избирателей выросло с 61 тысячи до 85 тысяч, в Марьино – с 91 тысячи до 125 тысяч, в Южном Бутово – с 26 тысяч до 50 тысяч. Соответственно, уменьшилось число избирателей в тех районах, откуда переселяются жители.

Во-вторых, выяснилось, что норма московского закона, разрешающая отклонения в 15%, не соответствует рамочному федеральному закону. И, в соответствии с федеральным законодательством, необходимо уложиться в 10%-ный интервал.

Сейчас некоторые депутаты городской Думы подняли вопрос о необходимости внести в федеральное законодательство норму, делающую исключение для Москвы и других крупных городов. Но это – на будущее. А пока нужно следовать тем законам, какие есть.

Задача оказалось непростой. Во-первых, необходимо выполнить требования закона. Их два. Это – примерное равенство числа избирателей, о котором уже шла речь, и – недопустимость образования округов из не граничащих между собой территорий. Правда, у второго требования есть исключения – это населенные пункты, расположенные за пределами городской черты, то есть город Зеленоград и поселки Внуково, Восточный и Некрасовка.

Районы или префектуры?

Кроме этих безусловных требований, закон обязывает также учитывать административно-территориальное деление Москвы. Вот тут и возникает первая дилемма. Что важнее: учесть границы районов или границы административных округов? В зависимости от ответа на этот вопрос мы получим два совершенно разных результата. В одном случае каждый административный округ будет разделен на целое число избирательных округов. И если не удастся совместить границы этих округов с границами районов, районы будут разрезаться, и разные части одного района окажутся в разных округах. В другом случае округа будут составляться из целых районов. И если не удастся совместить границы этих округов с границами округов административных, то округ будет составлен из районов, входящих в два, а то и в три административных округа.

Сторонники первого варианта ссылаются на новый (еще не принятый) Устав Москвы, где районы рассматриваются как муниципальные образования, органы власти которых не входят в систему органов государственной власти. По их мнению, именно на уровне префектур будут теперь в значительной степени осуществляться представительские полномочия депутата по работе со своими избирателями.

Мне такая точка зрения представляется ошибочной. Во-первых, границы большинства районов были определены с учетом исторических, географических и градостроительных факторов и поэтому являются более естественными и значимыми, чем границы административных округов. Во-вторых, я надеюсь, что подавляющее большинство избирателей знает, в каком районе живет. А значит, в том случае, когда избирательный округ состоит из целых районов, им очень легко объяснить, к какому избирательному округу они относятся, какие кандидаты у них баллотируются, и какого депутата они избрали. А представьте, что округ состоит из кусочка одного района, кусочка другого, кусочка третьего... Тут не только избиратели, но и кандидаты запутаются.

В третьих, из того, что районная власть не входит в систему государственной власти, не следует, что у жителей района нет общих интересов, которые нужно защищать в этих самых органах государственной власти.

"Гладко было на бумаге"

Но помимо требований, прямо оговоренных в законе, есть факторы, которые необходимо учитывать, если исходить из интересов избирателей. Так, объединяя несколько районов в один округ, следует подумать об исторической общности этих районов, об общности проблем. Например, в один округ объединяются район старой застройки Люблино и район-новостройка Марьино. В этих районах разные проблемы, и голосуют они, кстати, по-разному. Не лучше ли Люблино объединить с более близкими по проблемам Текстильщиками?

А транспортная связь? Два района могут иметь общую границу. Но, как говорится, "гладко было на бумаге". А в реальности граница может проходить по реке, и на всем ее протяжении между двумя районами – ни одного моста.

Или еще один пример. На прошлых выборах в один округ были объединены Царицыно и Чертаново Южное. И формально-то между ними граница весьма условная (как между двумя белыми полями на шахматной доске), а уж в реальности... Хоть на общественном, хоть на личном транспорте, быстрее, чем за 40 минут из одного района в другой не доберешься.

Как я уже писал, закон делает исключение для Зеленограда и поселков, разрешая объединять их с не граничащими районами. Но значит ли это, что их можно объединять с кем угодно? Уже обсуждаются такие абсурдные идеи: присоединить Некрасовку к районам, расположенным на Ленинском проспекте, один район Зеленограда объединить с Перово, другой – с Очаково–Матвеевским.

И еще один важный фактор – необходимость учесть прежнюю нарезку округов, как можно меньше ее трогать. В первую очередь это важно, конечно, для нынешних депутатов, которые собираются вновь баллотироваться. Но и для избирателей тоже: они имеют право выразить путем голосования свое отношение к депутату, отработавшему срок в их округе.

Есть такой проект

Очевидно, что совместить такое большое число требований невозможно. Чем-то неизбежно приходится жертвовать.

12 апреля председатель Московской городской избирательной комиссии В.П. Горбунов представил на заседании комиссии проект нарезки округов. Днем раньше этот проект был разослан депутатам городской Думы.

В проекте попытались понемногу учесть все. Лишь два района было предложено разрезать, передав небольшую часть в другой округ. Это – Братеево и Тропарево–Никулино. В первом случае такая операция оказалась неизбежной: один из районов, расположенных на юго-востоке Южного округа, необходимо разрезать, иначе требования закона никак не выполнить. Тропарево–Никулино попало под нож по другой причине: чтобы максимально сохранить старые избирательные округа в Западном округе.

Границы административных округов удалось учесть в небольшой степени: семь избирательных округов были составлены из районов, относящихся к двум префектурам, а один округ – даже к трем.

Из 35 округов образца 1997 г. лишь 7 остались неизменными. Еще 12 изменились не очень сильно. Кое-где удалось учесть также историческую и транспортную общность районов.

Миллион вариантов

Проект, о котором говорилось выше – еще не окончательная нарезка. Члены городской комиссии и депутаты получили время для внесения своих предложений.

Можно ли сделать нарезку лучше? Вопрос не простой. Во-первых, количество возможных вариантов просто огромно. Если не дробить районы (кроме Братеева), если не дробить Зеленоград и объединять его только с районами Северного округа, даже в этом случае возможных вариантов нарезки оказывается больше миллиона! А если снять ограничения на дробление районов и Зеленограда, то даже и представить страшно.

Во-вторых, как определить, какой вариант лучше? Вот пример. Проект предлагает в округе № 10 заменить Марьину рощу на Свиблово. А из округа № 11, который уже не влезает по численности в отведенные законом рамки, забрать район Бутырский. Но можно сохранить округ № 10 неизменным, тогда в округе № 11 придется еще заменить Марфино на Свиблово. Что лучше? В одном случае "обижаем" два округа, но немножко, в другом – один округ не трогаем, зато сильнее "обижаем" другой.

Депутаты тоже люди

По закону схему округов определяет городская избирательная комиссия, а утверждает городская Дума. Поэтому позиция депутатов для городской комиссии небезразлична.

Разумеется, у разных депутатов разные мнения. Но в голосе многих из них слышится обида. "Мы так старались в своих районах, а теперь их у нас отбирают!" Иногда возникает впечатление, что перед тобой не народные избранники, а феодалы. Один депутат даже воскликнул: "Да если бы мне два года назад сказали, что эти районы у меня отберут!.." Он не договорил, но мысль вполне понятна. Лично меня этот депутат уже больше никогда не убедит, что для него интересы избирателей на первом месте.

Именно из депутатской среды выходят проекты, предлагающие резать районы, затыкать "дыры" кусками Зеленограда и тому подобные. Но проект, устраивающий одного или нескольких депутатов, вряд ли придется по душе другим.

"Ну как не порадеть родному человечку?"

В этих спорах есть, безусловно, политическая составляющая. На прошлых выборах Мэрия недвусмысленно дала понять, какие кандидаты ее устраивают. В так называемый "список Лужкова" попали 16 тогдашних депутатов из 29 баллотировавшихся. Из этих 16 победили 14, из остальных 13 – только 3.

Очевидно, что и сейчас в Мэрии решают, кого из действующих депутатов поддержать на предстоящих выборах. И первой формой поддержки может стать благоприятная для этих депутатов нарезка избирательных округов.

Городская избирательная комиссия формально от исполнительной власти города не зависит. Ну, а неформально? Ни для кого не секрет, насколько авторитетно для комиссии мнение одного из ее членов, вице-премьера Правительства Москвы А.В. Петрова.

Если с этой точки зрения смотреть на проект нарезки, то спешить с выводами не приходится. Сохраняются неизменными округа депутатов Васильева, Локтионова, Осадчего, которые были четыре года назад в "списке Лужкова". Но и Бунимовича, Гончарова, Загребного, которых Мэрия тогда не поддерживала. А вот депутат Лобок, который тоже был в "списке Лужкова", в этот раз "обижен" – его округ перекроили, хотя легко могли оставить неизменным.

В прошлый раз Мэрия поддерживала большую часть депутатов из партии "Демократический выбор России". Теперь при нарезке округов ни одному из них не повезло. Меньше всего "пострадал" председатель Думы Платонов – от его округа отрезали только небольшой кусок в 9 тысяч избирателей (хотя можно было и не отрезать). А самый сильный удар нанесен Москвину-Тарханову – к его избирательному округу вместо двух районов Центрального округа прирезали два района Северо-Восточного и один район Северного. А ведь четыре года назад сам Лужков участвовал в его предвыборных мероприятиях.

Означает ли это, что Лужков охладел к депутатам от "ДВР" после того, как эта партия поддержала Кириенко на выборах Мэра?

Новое – это хорошо забытое старое

Итак, можно ли сегодня предсказать, по каким округам москвичам предстоит выбирать в декабре своих депутатов. Городская комиссия свое решение примет, по-видимому, скоро. Но устроит ли это решение депутатов? Не произойдет ли то же самое, что и на последних выборах депутатов Государственной Думы, когда Дума отказалась утвердить схему, разработанную Центризбиркомом, и выборы пришлось проводить по старым округам?

Вероятно, такой исход устроил бы депутатов больше всего. Ну, а то, что при этом самый большой округ будет в полтора раза больше самого маленького, можно не переживать. В 1993 году было хуже.

Любарев А.Е.
член МГИК с правом
совещательного голоса

Возврат на титульный лист | Ссылки | Устав | Текущий архив | Почтовый ящик

This document maintained by lahta-m@.votas.ru.
Material Copyright © 1999 Лахта-М