Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Членам секции по вопросам организации избирательного процесса

Научно-методического Совета при ЦИК РФ

от члена секции – Бузина Андрея Юрьевича

 

Уважаемые члены Научно-методического Совета!

 

С момента последнего заседания нашей секции прошло уже более четырех месяцев. За это время в России было организовано более 3,5 тысяч выборов разного уровня, которые в очередной раз показали не только примеры порочной избирательной практики, но и пробелы в нашем избирательном законодательстве. Тем не менее, ни разу за это время наша секция не собиралась, что свидетельствует, с одной стороны о пассивности и несамостоятельности секции (и в первую очередь – ее председателя), с другой стороны – о той роли, которой  придает ей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Хотя у последней, несомненно, есть оправдание: она была вплотную занята своим переформированием.

Хотел бы напомнить, что в январе месяце я разослал членам секции свои предложения, касающиеся процедуры регистрации кандидатов, которые могли бы быть обсуждены на заседании секции.

Естественно, что на основе опыта, приобретенного на выборах единого дня голосования 13.03.11 у меня накопились новые предложения, которые с моей точки зрения, могли быть рассмотрены на заседании секции, и, в соответствии с задачами Научно-методического Совета (по крайней мере, в том изложении, которое было доведено до нас куратором секции Н.Е.Конкиным на первом заседании) доведены до сведения ЦИК РФ с целью выработки рекомендаций.

Эти предложения касаются следующих вопросов:

- должно быть разъяснено положение пункта 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно: может ли быть внесен в список избирателей на основании указанного пункта закона избиратель, который не имеет места жительства в пределах избирательного округа, к которому относится данный избирательный участок. В частности, остается  неразрешенным законом вопрос о количестве бюллетеней, выдаваемых избирателю, внесенному в список избирателей на указанном основании, в случае совмещения выборов разного уровня. Как показывает опыт, участковые избирательные комиссии вынуждены решать этот вопрос самостоятельно, единообразная практика отсутствует, что приводит к искажению итогов голосования;

- положения подпункта д) пункта 3 статьи 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дают слишком избирательным комиссиям избирательным комиссиям широкую возможность сокрытия от избирателей сведений о доходах и имуществе кандидатов. На практике это иногда приводит к отсутствию на избирательных участках этих сведений, что по существу противоречит закону;

- вопреки ст.29 Конституции РФ, предыдущим разъяснениям ЦИК РФ имеются случаи запрета фото- и видеосъемки на избирательных участках и даже случаи удаления наблюдателей в связи с проведением ими фото- и видеосъемки, не нарушающей тайны голосования. Этот вопрос должен быть разъяснен ЦИК РФ в специальном постановлении;

- Постановлением ЦИК РФ следует более четко определить состав и содержание документов, которые обязаны представлять в избирательные комиссии члены комиссий с правом совещательного голоса и представители СМИ;

- следует более четко определить момент составления акта о голосовании вне помещения, предусмотренного пунктом 17 статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; 

- следует более четко определить последовательность передачи избирательных документов (в том числе – первого экземпляра протокола) от участковых избирательных комиссий в вышестоящие.

 

Также хотелось бы обратить внимание на факты массового нарушения некоторых избирательных процедур при проведении голосования и подсчета голосов. В приложении к данному письму приведены результаты наблюдения, проведенного Ассоциацией «ГОЛОС» 13 марта 2011 года в 11-ти субъектах Российской Федерации. Полагаю,  что представленные цифры должны привлечь внимание членов секции и членов ЦИК РФ.

 

А.Бузин

 

Приложение

Нарушения и недостатки

Число наблюдаемых УИК

Число УИК с данным нарушением

% УИК с данным нарушением

Открытие УИК

 

 

 

Затруднения при допуске в помещение для голосования

262

19

7%

Несвоевременное открытие помещения для голосования

262

20

8%

Несвоевременное предъявление пустых ящиков для голосования

262

10

4%

Невозможность ознакомиться со списком избирателей до начала голосования

259

14

5%

Оформление УИК

 

 

 

Наличие агитматериалов ближе 50 м от здания

915

69

8%

Отсутствует сводный плакат о кандидатах, избирательных объединениях

916

26

3%

Отсутствуют сведения о доходах кандидатов

915

159

17%

Отсутствует образец заполнения бюллетеня

916

122

13%

Нет увеличенной формы протокола (до начала голосования)

916

59

6%

Не сброшюрованы списки избирателей

916

33

4%

Голосование

 

 

 

Несоблюдение процедуры выдачи бюллетеней

912

13

1%

Не изымаются открепительные удостоверения

365

38

10%

Переносные ящики не находятся в поле зрения наблюдателей

905

81

9%

Голосование вне помещения

 

 

 

Нарушения при составлении реестра заявок на голосование вне помещения

866

52

6%

Использование списков

808

248

31%

Отсутствие предупреждения о выезде на голосование вне помещения

732

97

13%

Невозможность ознакомиться с реестром перед выездом на голосование вне помещения

719

87

12%

Невозможность для наблюдателей присутствовать при голосовании вне помещения

731

69

9%

Несвоевременное составление акта о голосовании вне помещения

603

111

18%

Подсчет голосов

 

 

 

Несвоевременное занесение числа погашенных бюллетеней в УФП

241

77

32%

Неоглашение данных подсчета по книгам списка избирателей

242

85

35%

Невозможность для наблюдателей ознакомиться со списком избирателей после подсчета

238

13

5%

Несвоевременное занесение данных в УФП после подсчетов по спискам избирателей

234

66

28%

Необъявление количества заявлений перед вскрытием переносных ящиков

233

34

15%

Несоблюдение процедуры сортировки бюллетеней

202

47

23%

Несоблюдения процедуры подсчета в рассортированных пачках

202

50

25%

Невозможность для наблюдателей видеть отметки в бюллетенях

205

22

11%

Несвоевременное занесение данных в УФП после подсчета голосов

209

52

25%

Совмещение этапов подсчета голосов

243

69

28%

Не состоялось итоговое заседание УИК

236

98

42%

Невозможность для наблюдателей поставить свои подписи на упаковках избирательных документов

234

75

32%

Нарушение процедур подписи протокола

239

44

18%

Несвоевременная выдача копий протоколов

231

20

9%

ТИК

 

 

 

Нарушение требования о едином помещении для приема протоколов

21

8

38%

Протоколы УИК не направляются сразу после прибытия в "единое помещение"

21

9

43%

Несвоевременное занесение данных в увеличенную форму сводной таблицы

21

9

43%

Незанесение данных протоколов в увеличенную форму сводной таблицы (до окончательной сдачи протокола)

21

4

19%

"Забракованный" первоначальный протокол не остается в ТИК

14

9

64%

Переписывание протоколов в здании ТИК

20

7

35%

 

 

 

 

Другие характеристики комиссий

 

 

 

Организация голосования и подсчета голосов

 

 

 

Выдача бюллетеней членам УИК без акта

260

21

8%

Помещение для голосования находится в труднодоступном месте, либо его трудно найти

916

81

9%

Плохо подготовлено помещение для голосования

916

87

9%

Подвоз избирателей

916

39

4%

Массовое голосование по открепительным удостоверениям

448

22

5%

Присутствие в помещении для голосования посторонних лиц

913

152

17%

При составлении протокола проводились консультации с вышестоящей комиссией или администрацией

237

37

16%

ТИК расположен в здании администрации

21

19

90%

Сводная таблица ТИК расположена неудобно для наблюдателей

21

5

24%

Ввод данных в ГАС «Выборы» производится в отдельном помещении

21

19

90%

Не оглашается отказ ТИК принять протокол

19

16

84%

Жалобы, обращения граждан

 

 

 

На момент открытия УИК

247

6

2%

На моменты в период голосования

914

83

9%

На момент окончания подсчета

230

37

16%

Отказ в принятии жалоб

212

8

4%

Невнесение количества поданных жалоб в протокол

210

91

43%

 

 

 

 

Реализация общественного контроля, открытости и гласности

 

 

 

Невозможно получить данные на начало голосования

261

9

3%

Ограничения по перемещению наблюдателей в помещении для голосования

916

56

6%

Запрет на фото-и видеосъемку

897

75

8%

Удаление наблюдателей, членов УИК

915

14

2%

Претензии одних наблюдателей к другим

916

32

3%

Составление протокола вне помещения для голосования, без присутствия наблюдателей

243

29

12%

Недопуск в здание ТИК лиц, имеющих право присутствовать

20

2

10%

Невозможность для наблюдателей перемещаться по зданию, где расположен ТИК

21

4

19%

Отказ допустить в здание ТИК наблюдателей из УИК

20

1

5%

КОИБ

 

 

 

Отключение электропитания

54

1

2%

Другие сбои КОИБ

54

19

35%

 

  

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев