Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

О НАС

Что такое МОИ?

История нового МОИ

О государственной регистрации МОИ

Структура МОИ, членство

Как с нами связаться

Что такое “МОИ”?

МОИ (“Межрегиональное объединение избирателей”, а ранее – “Московское объединение избирателей”) – это ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, целью которой является содействие максимально строгому соблюдению закона при проведении выборов и референдумов в России1. Более подробную информацию о целях, задачах и структуре организации можно получить из ее Устава.

Название “Московское объединение избирателей” может показаться вам очень знакомым. Действительно, в 1989–91 гг. в Москве активно действовало общественное объединение с таким названием. То было время первых альтернативных выборов: 89-й год – на Съезд народных депутатов СССР, 90-й год – на Съезд народных депутатов РСФСР и в местные Советы. Московское объединение избирателей состояло из людей, которые сплотились на платформе “перестройки, и которые еще не представляли, что в будущем они разбредутся по разным партиям и группировкам, или вообще отойдут от политики. МОИ тех времен сыграло важную роль в становлении российской демократии2.

Создание нашего “Московского объединения избирателей” в феврале 1999 г. не было попыткой возродить старое МОИ. Ситуация в стране изменилась кардинально, и новое МОИ задумывалось как организация, занимающаяся непартийным, политически нейтральным контролем законности на выборах. Название “Московское объединение избирателей” было скорее данью уважения к истории демократического движения в Москве, тем более, что первые учредители нового МОИ (а потом были вторые, третьи, четвертые – см. раздел “История нового МОИ”) когда-то были активистами старого МОИ.

МОИ является НЕПОЛИТИЧЕСКОЙ организацией в том смысле, который вкладывает в это понятие Федеральный закон “Об общественных объединениях”. По нашему Уставу мы не имеем права выдвигать кандидатов в органы власти и местного самоуправления, а также вести агитацию на выборах и референдумах3.

Мы готовы к сотрудничеству с любыми общественными объединениями, политическими и неполитическими, в области содействия соблюдению законности при проведении выборов и референдумов. Среди членов нашего руководящего органа в настоящее время есть члены “Яблока” и КПРФ. В период избирательных кампаний 1999-2002 годов мы активно взаимодействовали с СПС, “Яблоком, КПРФ.

Мы являемся ПРАВОЗАЩИТНОЙ организацией, а правозащитные организации в сознании чиновников являются политическими.

Конечно, члены нашей организации имеют свои политические пристрастия. У них есть определенные убеждения по политическим вопросам. Однако эти убеждения довольно различны, а единственным объединяющим фактором является стремление к правовому государству. При этом члены нашей организации могут принадлежать к различным политическим партиям или быть беспартийными.

МОИ является НЕКОММЕРЧЕСКОЙ организацией. Мы существуем не ради получения прибыли. Это не означает, что мы будем отказываться от грантов, благотворительных взносов и вознаграждений за нашу работу. Мы имеем достаточно большой опыт организации общественного контроля на выборах, анализа их результатов, юридического сопровождения избирательных кампаний, проведения учебных курсов по избирательному праву (см. Архив). Нашим “фирменным блюдом” является противодействие использованию “административного ресурса”, и мы готовы оказывать помощь кандидатам, предполагающим, что избирательные комиссии недобросовестно исполняют свои обязанности. Мы не являемся политтехнологической фирмой, хотя готовы сотрудничать с такими фирмами в области защиты избирательных прав, в частности, при организации общественного контроля при голосовании.

При формулировке основной цели нашей организации мы употребили выражение “максимально строгое соблюдение закона”. Абсолютное соблюдение закона невозможно хотя бы потому, что сам закон не может быть абсолютно совершенным. Закон постепенно впитывает в себя новые нормы, усовершенствует их. Избирательное законодательство – быстро изменяющаяся отрасль права. Одной из целей нашей организации является совершенствование избирательного законодательства.

История нового МОИ

Началось все довольно давно, еще во времена старого МОИ. В 1989-1995 годах будущие организаторы нового МОИ активно участвовали в различных мероприятиях, связанных с выборами в Москве, в том числе в формировании и работе избирательных комиссий. В 1995 году Андрей Бузин и Аркадий Любарев, работая вместе в составе окружной избирательной комиссии по выборам депутата Государственной Думы, пришли к выводу, что ВЫБОРЫ В МОСКВЕ (и, по-видимому, в России вообще) РЕАЛЬНО ОРГАНИЗУЮТ И ПРОВОДЯТ СОВСЕМ НЕ ТЕ ОРГАНЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ЭТО ДЕЛАТЬ ПО ЗАКОНУ. Практически этим занимается исполнительная власть, а поскольку она преследует собственные политические интересы, постольку и выборы получаются не совсем справедливыми. Избирательные комиссии, сформированные исполнительной властью и зависимые от нее, не могут и не хотят обеспечивать равные права кандидатов, что приводит к уверенным победам полухозяйственной-полуполитической “партии” исполнительной власти. Последствиями в Москве являются отсутствие разделения властей , “самовоспроизводство” московских органов государственной власти (а самоуправление в Москве фактически отсутствует), усиление чиновничьего произвола.

Об этом А.Бузин и А.Любарев в начале 1996 г. написали статью “Почему возможна фальсификация выборов?” 

Поскольку избирательные комиссии по закону являются органами, организующими и проводящими выборы, совершенно естественно было предположить, что порядок формирования и деятельности избирательных комиссий следует усовершенствовать в направлении, чтобы они стали более независимыми и компетентными. В советские времена формированием избирательных комиссий занимались райкомы партии, в постсоветские эта функция автоматически перешла к органам исполнительной власти. Члены избирательных комиссий рекрутировались из картотек райкомов и райисполкомов, хотя значение выборов существенно возросло, а претенденты на властные должности стали реально конкурировать друг с другом.

Возникла идея создания общественной организации, которая активизировала бы действия различных политических организаций по выдвижению кандидатур в избирательные комиссии, а также содействовала бы повышению уровня независимости и компетентности избирательных комиссий.

25 февраля 1999 г. в помещении Совета самоуправления “Красный Маяк” в Чертанове собралось 6 человек, знакомых друг с другом по предыдущей совместной деятельности в области контроля за выборами: Э.В.Чайковская, И.А.Чайковская, М.В.Славутская, В.Б.Румянцев, А.Е.Любарев и А.Ю.Бузин. Они учредили общественное объединение “Московское объединение избирателей”.

В соответствии с Законом РФ “Об общественных объединениях” общественное объединение считается созданным и может осуществлять свою уставную деятельность с момента учреждения. Что мы и начали делать.

После этого было еще шесть учредительных собраний и судебные споры с Управлением юстиции города Москвы, которое пока не зарегистрировало наше общественное объединение (более подробно об этом см. в разделе О государственной регистрации МОИ).

Что успело сделать МОИ за прошедшие четыре года?

Во-первых, мы открыли Интернет-сайт, на котором помещалась информация о событиях, связанных с выборами в городе Москве.

Мы принимали активное участие в законотворчестве, как московском, так и федеральном. В марте-апреле 1999 г. мы приняли активное участие в обсуждении проекта московского избирательного закона. Нами были разработаны и поданы (в первую очередь - через депутата Д.И.Катаева) многочисленные поправки к московским законам “О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве” (1999 г.), “О Московской городской избирательной комиссии” (1999 и 2003 гг.), а основу новогоИзбирательного кодекса города Москвы” (2003 г.) составил проект, разработанный А.Любаревым. В 2002 году мы приняли участие в разработке большого (более 200) пакета поправок в новый Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также пакетов поправок к новым Федеральным законам О выборах депутатов Государственной Думы…” и О выборах Президента Российской Федерации”.

Благодаря этой деятельности иногда удавалось улучшить избирательное законодательство. Так, например, мы можем занести в свой актив нормы, обеспечивающие большую открытость при подведении итогов голосования в территориальных комиссиях. Были приняты многие поправки, носящие уточняющий характер. Тем не менее, следует заметить, что наиболее принципиальные поправки, направленные на ограничение использования административного ресурса, обычно отвергались.

С августа 1999 г. мы активно включились в деятельность, связанную с формированием избирательных комиссий, действовавших во время декабрьских выборов в г. Москве (19 декабря 1999 г. москвичи избирали депутатов Государственной Думы, Мэра Москвы и советников). Наша деятельность в этом направлении отражена в материалах, которые можно найти в Архиве. Заметим, что в этот период мы обращались к партиям “Яблоко”, КПРФ, ДВР, ЛДПР, НДР с призывами о сотрудничестве. В большей степени сотрудничество удалось с “Яблоком” и ДВР; с КПРФ и ЛДПР удалось провести одно совместное мероприятие (учебу претендентов в члены территориальных комиссий); по понятным причинам не удалось сотрудничество с НДР. Особенно плодотворным в этом направлении была совместная деятельность с “Яблоком”, которое внимательно отнеслось к формированию комиссий всех уровней и неоднократно с нашей помощью проводило учебы членов комиссий. Мы принимали активное участие в формировании избирательных комиссий в 2001-2003 годах.

С конца 1999 по конец 2001 года А.Любарев был членом МГИК с правом совещательного голоса (от СПС), а с конца 2001 года членом МГИК с правом совещательного голоса (от Яблока”) стал А.Бузин. Наши отношения с МГИК, к сожалению, не являются безоблачными, и, по-видимому, находятся на границах дозволенного в пределах существующей управляемой демократии” (см. Репортажи с заседаний МГИК).

Сложность заключается еще и в том, что общее направление развития избирательного законодательства в нашей стране фактически зафиксировало недозрелую политическую систему и ограничило любые гражданские действия действиями внутри фиксированных политических партий (то есть мы практически вернулись к ситуации, когда проявление гражданской активности было возможно только в рамках партии). Активному гражданину практически невозможно попасть в избирательную комиссию, если он не выдвинут туда одной из фиксированных политических партий (Единая Россия , КПРФ, ЛДПР, СПС, Яблоко) или необъявленной политической партией чиновников.

Мы активно сотрудничали и сотрудничаем с неполитическими организациями, занимающимися контролем на выборах и смежными вопросами.

Назовем некоторые из них: Коалиция “Гражданское общество и выборы-99”, лидером которого являлась Н.Беляева (в настоящее время эта организация преобразовалась в международную коалицию “Мы, граждане!”), Ассоциация Голос” (Л.Шибанова), Институт развития избирательных систем (А.Юрин), Фонд Индем” (Г.Сатаров), а также международными организациями Национальный демократический институт и Международный республиканский институт”.

Мы неоднократно выступали в качестве экспертов по вопросам избирательного права и избирательной практики как на различных конференциях, семинарах и круглых столах, так и в печати (многие из наших выступлений можно найти в разделах Заметки и Архив).

Нами было разработано и несколько методических пособий для членов избирательных комиссий и наблюдателей (см. рубрику Методика). Наши методические пособия значительно отличаются от пособий других авторов, поскольку основаны на практическом опыте участия в работе избирательных комиссий.

Период 2000-2003 гг. был богат выборами, в которых мы активно участвовали в качестве членов избирательных комиссий, наблюдателей и юридических консультантов избирательных штабов в различных регионах России (помимо Москвы, это Подмосковье, Корякия, Калмыкия, Якутия, Самара, Коми, Красноярский край).

Нами или с нашим участием были обжалованы многие нарушения избирательного законодательства в городе Москве. Некоторые жалобы имели явные последствия для развития избирательного процесса в г. Москве (например, расформирование территориальной комиссии района Марьино, признание фальсификаций в районе Орехово-Борисово, исключение прокурора из состава МГИК, публикация полных итогов голосования по выборам депутатов МГД в 2001 году).

О государственной регистрации МОИ

Несмотря на то, что МОИ уже четыре года активно работает, оно не является зарегистрированным общественным объединением, не имеет статуса юридического лица, собственного счета и печати. К настоящему времени (июль 2003 г.) было предпринято ШЕСТЬ попыток государственной регистрации МОИ, ни дна из которых не увенчалась успехом. Правда, следует заметить что последняя попытка относится к началу 2001 года; после этого мы перестали пытаться регистрироваться, поскольку это занимает довольно много времени и сил.

Предлоги, по которым нам отказывают в регистрации, были каждый раз разные, и либо носили несущественный характер, либо не соответствовали действительности. Примером из первой группы может служить следующее основание для отказа (в отказном письме от 19.07.99): “неправильно назван регистрирующий орган” (незадолго до этого Управление юстиции было переименовано в Главное управление юстиции). Примером из второй группы является следующее утверждение из отказного письма от 05.07.00: “в состав контрольно-ревизионной комиссии избраны граждане, не являющиеся членами организации” (последнее утверждение является дважды неверным: во-первых, нигде не написано, что член КРК должен быть членом организации, а, во-вторых, избранные в КРК лица были членами организации; однако управление юстиции не утруждает себя разъяснениями).

О действительных причинах нежелания регистрировать МОИ, можно только догадываться. Скорее всего, Управление юстиции выполняет негласное указание Мэрии, хотя, возможно, действовало из политических или меркантильных соображений и по своей инициативе.

Отказ, полученный нами в июле 2000 г., был обжалован в Краснопресненский районный суд г. Москвы. Рассмотрение дела в этом суде под председательством судьи В.А.Рогожина оставило самые тяжкие впечатления. Суд проходил без участия ответчика, выступления были только со стороны истца, судом истцу не было задано ни одного вопроса, но в удовлетворении жалобы было отказано. Кассационная инстанция – Московский городской суд – более внимательно отнеслась к жалобе, тем не менее, повторив в мотивировочной части своего определения алогичные утверждения управления юстиции, в удовлетворении жалобы отказала.

 Структура МОИ, членство

В настоящее время (июль 2003 г.) МОИ состоит из двух региональных отделений: Московского городского и Московского областного. Постоянно действующим руководящим органом МОИ является Координационный центр, состоящий из пяти человек. Координационный центр собирается на свои заседания по мере необходимости.

Руководителем МОИ является его Председатель Бузин Андрей Юрьевич.

Учредителями МОИ являются: А.Ю.Бузин, А.Ф.Буй, О.Б.Иванов и Е.Л.Мизитов.

Члены Координационного центра: Н.А.Бородина, А.Ю.Бузин, В.И.Лебедев, А.Е.Любарев, Е.Л.Мизитов.

Членом МОИ может быть любой гражданин, который готов потратить свое время на участие в общественном контроле во время выборов и референдумов. Руководство МОИ обеспечивает членов МОИ возможностью работы в избирательных комиссиях, юридической поддержкой их деятельности.

Для того, чтобы стать членом МОИ, достаточно подать заявление на имя Председателя МОИ.

Как с нами связаться

Вы можете позвонить нам по телефону (095)313-49-31 (Бузин Андрей Юрьевич).

Еще лучше, если вы пошлете нам письмо по электронной почте: abuzin@votas.ru

 

1 У читателя может возникнуть вопрос: чего ради люди тратят свое время на такое странное занятие, которое не повышает благосостояние их и их семей? Ответить на этот вопрос непросто, поскольку, если он возникает, то ответ, наверняка, будет вызывать определенное недоверие. Мы сначала кратко сформулируем ответ, а потом обсудим различные дополнительные нюансы, связанные с ним.

В человеческом обществе всегда существует некоторое количество людей, которым ИНТЕРЕСНО (то есть они получают от этого необъяснимое удовольствие) отстаивать интересы других людей или их групп. Человек – существо социальное и в в процессе эволюции соревнуются не только отдельные индивиды, но и их сообщества – кланы, племена, народы, страны. У сообществ есть интересы, не являющиеся простой суммой индивидуальных интересов, и выигрывает то сообщество, в котором есть индивиды, выражающие интересы всего сообщества – социальные интересы. Откуда такие индивиды берутся, почему у них возникают такие “странные” интересы – вопрос отдельный, но заметим, что чиновники нормального государства именно этим и должны заниматься – удовлетворять социальные интересы. Для этого граждане платят налоги, а государство содержит на эти налоги чиновников.

Закон – писанное право - в той или иной степени отражает индивидуальные и социальные интересы граждан. Он помогает заранее, до наступления событий, нарушающих чьи-либо интересы, договориться о последствиях этих событий. Закон, даже несовершенный, позволяет защищать интересы цивилизованным путем – без крови и войн.

Практика выборности людей, принимающих влияющие на нашу жизнь решения, пришла в человеческое общество совсем недавно. В большинстве государств выборы признаны наилучшим способом легитимации (передачи, вручения) власти. При этом понятно, что выборы не должны быть чистой формальностью (как это было при советской власти), и для этого они должны проводиться в соответствии с законом, обеспечивающим периодичность, реальную соревновательность кандидатов, свободу волеизъявления, честность подсчета голосов. Обеспечивать соблюдение этого закона должны государственные чиновники. Нам кажется, и у нас есть основания для таких подозрений, что они плохо справляются с этим. Поэтому у нас возникло желание заниматься этим на общественных началах.

 

2 Московское объединение избирателей было создано 27 июля 1989 г. Оно объединило клубы избирателей, созданные в большинстве районов Москвы, а также ряд общегородских организаций, таких как "Московский мемориал", "Комитет 19-ти" (объединение 19 столичных предприятий, выдвинувших кандидатуру Б.Н. Ельцина в народные депутаты СССР), Московский народный фронт, Клуб избирателей Академии наук. В состав МОИ вошли представители "команд" недавно избранных народных депутатов СССР Ю.Н. Афанасьева, Т.Х. Гдляна, Б.Н. Ельцина, И.И. Заславского, С.Б. Станкевича и др.

В первый координационный совет МОИ входили будущие народные депутаты РСФСР Л.А. Пономарев и А.Е. Шабад, будущие депутаты Моссовета И.В. Боганцева, В.О. Боксер, Г.С. Иванцов, Д.И. Катаев, С.Е. Трубе и др.

Членов МОИ объединяло стремление способствовать становлению гражданского общества и системы реального народовластия через демократические выборы народных депутатов, обеспечение постоянной связи и взаимодействия между населением и депутатами и осуществление общественного контроля за деятельностью народных депутатов, Советов и их исполнительных органов.

Как отметил член КС МОИ Д.И. Катаев в интервью, опубликованном в "Вечерней Москве" 6 января 1990 г., при создании объединения некоторые лидеры были против того, чтобы МОИ имело свою политическую платформу. По их мнению, МОИ должно было ограничиться тем, чтобы добиваться демократичности выборов, свободы выдвижения кандидатов, их равноправия в предвыборной борьбе. Но "пришли к выводу, что политически нейтральными остаться не сможем, если решительно начнем борьбу против саботажа аппаратом демократических выборов".

МОИ с самого начала уделяло большое внимание участию в работе избирательных комиссий. Так, осенью 1989 г. члену КС МОИ А.И. Музыкантскому удалось войти в состав Московской городской избирательной комиссии. И в ходе последующих кампаний выборов и референдумов МОИ активно выдвигало своих представителей в избирательные комиссии разного уровня.

Тем не менее главной в деятельности МОИ стала политическая составляющая. По существу МОИ стала первым массовым политическим движением демократической ориентации. На выборах народных депутатов РСФСР и местных Советов 1990 г. МОИ составило списки кандидатов, за которых оно рекомендовало голосовать (предвыборный блок "Демократическая Россия"), и довело эти списки до сведения избирателей. В результате народными депутатами РСФСР от Москвы были избраны 56 кандидатов из списка МОИ (из 64), депутатами Моссовета – 285 (из 465).

МОИ активно поддерживало Б.Н. Ельцина на выборах Президента РСФСР и Г.Х. Попова на выборах мэра Москвы 12 июня 1991 г.

После создания в 1990–91 гг. движения "Демократическая Россия" МОИ влилось в состав этого движения (в Москве оно составило основу движения) и перестало существовать как самостоятельная организация.

 

3 Здесь естественно заподозрить некоторое лукавство. Действительно, существовали и существуют общественные организации, объявившие своей основной целью общественный контроль на выборах, однако, с очевидностью созданные для поддержки избирательной кампании какой-либо партии или кандидата. Наиболее ярким примером является “Российское объединение избирателей”, цели которого, заявленные в его Уставе, очень близки к нашим, однако, предусматривают также “Ведение агитационных кампаний в пользу независимых кандидатов, выдвинутых избирателями, избирательных блоков и отдельных представителей различных избирательных блоков, чьи кандидаты в наиболее полной мере отвечают интересам избирателей данного региона”. РОИ было создано в июне 1999 г., быстро зарегистрировано и принимало активное участие в агитации за “Единство” на думских выборах 1999 г. и за независимого кандидата В.В.Путина на выборах 2000 г.

В отличие от таких организаций МОИ строго придерживается принципа нейтралитета и не участвует в предвыборной агитации ни на чьей стороне.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев