Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Организация видеонаблюдения за ходом голосования на предстоящих выборах

 Илья Сегалович

Яндекс

 Blinder Eifer schadet nur

Слепое усердие только вредит

 Наше понимание проекта

 Прошедшие 4 декабря выборы в Государственную Думу вызвали большой общественный резонанс из-за допущенных в их ходе нарушений. В частности, точность подсчета голосов поставили под сомнения президентский совет по правам человека, многие общественные и государственные деятели, например бывший министр финансов А.Кудрин, представители почти всех партий и движений. Для улучшения общественного контроля над предстоящими президентскими выборами премьер-министр В.В. Путин предложил установить на каждом избирательном участке веб-камеры для наблюдения за выборами. Камеры должны показывать в режиме реального времени ситуацию на избирательных участках и в период голосования, и в ходе подведения его итогов и подсчета голосов. Предполагается также хранить собранные видео-записи для последующего изучения.

Мы приняли решение войти в экспертный совет по обсуждение видео трансляций с избирательных участков, руководствуясь пониманием своей ответственностии и пониманием общественной значимости этого проекта. Яндекс - крупнейшая по капитализции IT-компания Европы, с развитой инфраструктурой в десятках городов России, с большим опытом в решении проблем масштабирования, высоких нагрузок, компьютерной и сетевой безопасности, с опытом одновременной трансляция до 500 веб-камер (в проекте Яндекс Пробки), с большим опытом создания пользовательских приложений для широкого спектра устройств: смартфонов, наладонных устройств и планшетов, телевизоров, автомобильных систем и тд. Мы видели целью своего участия предложить действенные меры для эффективного видео-наблюдения современными техническими средствами за ходом голосования и подсчетом голосов, при этом стараясь максимально сэкономить бюджетные средства. Мы также основывались на существующем законодательстве в части, регламентирующей публичное наблюдение за ходом голосования со стороны наблюдателей. Эти полномочия, в отличие от условий применения видео-камер, явно прописаны в избирательном законодательстве. Важно подчеркнуть что мы были нацелены не на формальное выполнение указания "обеспечить видеотрансляцию с 100% избирательных участков", а на контроль за честностью выборов современными техническими и видео-средствами. Именно так мы видели основную целью проекта, когда принимали приглашение учствовать в совете.

 

Каковы наиболее существенные нарушения избирательного процесса в день голосования?

 

Основная компетенция специалистов Яндекса лежит в технологиях анализа данных, нахождении статистических закономерностей в больших массивах информации. Как на основе статистики можно находить нарушения правил и законов известно хорошо. Остроумный пример применения статистических методов для общественного блага дан в популярной книге «Фрикономика», там рассказано, как статистика и алгоритмические приемы помогли с высокой точностью выявить школы Чикаго, в которых были подделаны результаты SAT (американский аналог нашего ЕГЭ).

По результатам уже прошлых выборов 2007-2008 годов прошла дискуссия о статистических закономерностях голосования, которая выявила существенные расхождения в оценках масштабов нарушений. Если большинствао независимых исследователей отмечали отклонение от нормального (Гауссового) распределения в голосах, поданных за одну из партий, неестественную кореляцию между явкой и голосами поданными за правящую партию, неестественные пики в явке на круглых цифрах, сильные смещения результатов за правящую партию на маленьких по размеру участках и даже давали оценки объема фальсификации для каждых выборов, то авторы, связанные с ЦИК, приводили встречные аргументы про скрытые переменные, в частности про разделение участков на сельские и городские, объясняя этим как зависимость от размера участка так и кореляцию высоких результатов правящей партии с высокой явкой. Пиков явки на круглых цифрах в статье авторов из ЦИК не наблюдалось из-за тщательно подобранного разбиения интервалов (по три процента в интервале).

Выборы в декабре 2011 вызвали к жизни новый виток этих дискуссий, с новыми данными и новым типом анализа.

К большому сожалению апостериорный статистический анализ не  способен дать точного ответа на вопрос, какие именно нарушения избирательного процесса важнее всего детектирвоать и останавливать. Поэтому мы обратились к автору книг и статей о избирательном процессе России А.Ю. Бузину в просьбой дать оценку вклада конкретных видов нарушения в общий объем ошибки в прошедших выборах.  Вот его список (сумма вкладов всех типов нарушений равна 100%):

-    прямые вбросы бюллетеней в стационарную урну: 7%

-    прямые вбросы бюллетеней в переносную урну: 3%

-    голосование за других лиц по сговору с членом УИК (без открепительного): 7,5%

-    голосование за других лиц по сговору с членом УИК (с открепительным): 2,5%

-    многократное голосование по своему открепительному: 2,5%

-    выездное голосование без правильного составления реестра: 2,5%

-    прямые вбросы при подсчете голосов: 10%

-    неправильный подсчет и перекладывание бюллетеней: 5%

-    составление протокола, не соответствующего результатам подсчета: 5%

-    подмена (переписывание) протокола между УИК и ТИК: 15%

-    переписывание протокола в ТИК до внесения в увеличенную форму сводной таблицы: 25%

-    переписывание протокола в ТИК после внесения в увеличенную форму сводной таблицы: 15%

 

Аналогичные данные ЦИК на момент написания этого текста нам неизвестны. ЦИК безусловно должен быть заинтересован в  публичном статистическом анализе нарушений, их сумарном вкладе в общую ошибку. Несмотря на то, что статистика поступивших жалоб в ходе голосования (строка, следующая за строкой 19 в протоколе избирательной комиссии) по непонятной для нас причине не вносится и и агрегируется в ГАС «Выборы», несмотря на то, что в ГАС Выборы не попадает даже инофрмация по факту удалению наблюдателей с участка для голосования, у ЦИК несомненно есть немало статистических материалов, и их обобщение, анализ и открытая публикация должны служить ключевым условием независимой и компетентной работы ЦИК по повышению качества и точности избирательного процесса.

 

Как могут помочь в борьбе с нарушениями современные технологии?

 

Если говорить собственно о видеонаблюдении, и обратиться к опыту других стран, то стоит заметить, что в странах "семерки" (США, Канада, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Германия) какие-либо видеозаписывающие устройства на избирательных участках не применяются. В то же время опыт использования видеокамер в местах голосования есть в Грузии, Азербайджане, Украине и Индии. Как правило, использование видеокамер в избирательном процессе детально регламентируется законодательством.

Однако, не видеонаблюдение само по себе является ключевым механизмом этого проекта. В любом его варианте таким ключом является доступность интернета на всех избирательных участках.

Даже без новых линий связи подавляющее большинство участков (более 80%) имеют минимальное по скорости доступа проводное подключение, ведь школьная программа 2009 года привела к появлению в большинстве школ канала шириной минимум 128Кбит/с. Дополнительно Минкомсвязи запланировал до 2/3 затрат по проекту направить на развитие телекоммуникационной инфраструктуры на участках для голосования и планирует обеспечить требуемую для видео-трансляции полосу на всех участках за два месяца: 50 процентов участков скоростью в 512 килобит и более, 33 процентов – 265 килобит в секунду и 17 процентов – 128 килобит (через спутник).

Здесь необходимо сделать отступление и объяснить, что наличие на избирательных участках интернет-соединения даже минимальной полосы пропускания открывает большие возможности по модернизации избирательной системы, внедрению стандартных международных механизмов, которые если не исключают ошибки, то сводят многие из них к минимуму. Перечислим здесь некоторые возможные механизмы, каждый из которых мог бы быть принят при наличии доброй воли даже в прошедшем избирательном цикле.

1.  Единые электронные списки избирателей и печать бюллетеней «по требованию» исключают или затрудняют некорректное использование непогашенных неиспользованных бюллетеней

2.  Единая система выдачи открепительных талонов исключает повторное голосование одного избирателя

3.  Прямая связь (например через мобильный или десктоп клиент ГАС Выборы) участков с центральной избирательной комиссией и передача данных в ЦИК напрямую исключает ошибки и нарушения на этапах территориальных и иных вышестоящих избирательных комиссий

4.  Возможны и другие, еще более современные и защищенные технологические компоненты избирательной системы, наппример бюллетень Бисмарка.

Ничто из перечисленного не требует высокоскоростного типа соединения на участках, не создает нагрузки на сеть, не подвергает никакому испытанию по объему передаваемых данных существующую инфраструктуру Российского сегмента интернета. 

 

У читателя может возникнуть вопрос: почему в текущем избирательном цикле не было реализовано ничего важного и полезного для работы УИК на основе подключения УИК к интернету, но почему все УИК-и в спешном порядке подключают к интернету только сейчас, с единственной целью удовлетворения общественнного интереса?

Только в связи с провальным проведением Выборов-2011?

У нас эти вопросы также не могут не вызывать недоумения и сомнения в компетентности руководителей ЦИК (Чуров, Попов) и Минкомсвязи (Щеголев, Мардер, Массух), ответственных за техническое обеспечение выборного процесса в Российской Федерации.

Много вопросов могут возникнуть и по поводу ГАС Выборы, в частности к отсутствию исходных кодов этой системы в открытом доступе.

 

И тем не менее, что делать в текущих условиях?

 

Ключевой вопрос, помогут ли современные технологии, видеонаблюдение и интернет-связь существующей команде (ЦИК и Минкомсвязи) справиться с задачей научиться считать голоса не с точностью +-5-10-15 процентов (некоторые специалисты на основе апостериорного статистического анализа называют и худшие цифры), а с точностью, хотя бы, как минимум +-1 процент? Достанет ли компетентности, независимости, целеустремленности?

Нам лишь очевидно, что точность подсчета голосов 5% в 21-м веке в европейской стране не может быть названа удовлетворительной никаким образом.

К этому надо добавить, что проект выполняется в крайне сжатые сроки, "как на пожаре", и поэтому с нашей точки зрения правильно было бы не втягиваться в дорогие, амбициозные, сложные, малореальные и практически невыполнимые работы.

С нашей точки зрения желательно было бы отталкиваться от максимально простых, максимально дешевых, уже существующих или легко доступных средств, ориентироваться по максимуму на повторное использование установленного, закупленного или арендованного оборудования, опираться на уже существующие, максимально представленные в регионах коммерческие структуры, в частности не крупных сетевых релетйлеров для аренды или покупки необходимой техники, на местных или крупных сетевых провайдеров интернета для приобретения или аренды оборудования интернет-подключения в конечных точках.

Увы, но этим наши последние пожелания по сути уже проигнорированы.

 

Что можно и нужно снимать?

 

Этот проект - не что иное как проект создания общественного центра наблюдений за выборами, призванного решить исключительно проблему общественного доверия, ведь применение камер наблюдения на участках не регламентируется текущим избирательным законодательством, да и прямого доказательного значения собранный материал не несет. Поэтому если у ЦИК есть полномочия определять все детали видео-наблюдения: когда и кто включает камеру, куда ее направляет, какие моменты снимаются, когда и кто выключает, что делается с видео, то у него конечно есть полномочия решить какие эпизоды избирательного процесса может снять наблюдатель.

 

(Федеральный Закон о полномочиях наблюдателя) 

Наблюдает (1) за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, (2) за подсчетом  бюллетеней, выданных избирателям, (3) за подлсчетом погашенных бюллетеней, (4) за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, (5) знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов, (6) наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования)

 

Несмотря на прописанные в законе права на публичное наблюдение этапов выборного процесса (см врезку), в настоящй момент отстутсвтвует ясность и понимание какие именно события в ходе выборов разрешено снимать. В ходе обсуждение сввоего участия в совете мы получили такие комментарии: "удалили, когда я начал снимать вскрытие урн", "я в ТИКе показывал распечатку с сайта ЦИКа, но им пофиг — проще вынести незаконное решение за которое им в худшем случае грозит небольшой штраф, если я обращусь в суд, чем допустить такого наблюдателя на участок".

Поэтому первым шагом проекта должен стать явный список всех событий и фактов в ходе голосования, которые можно и нужно фиксировать, как фактографически, так и на фото и видео. Существующее законодательство детально описывает процесс голосования, и такой список естественным образом из него вытекает, дополнительно стоит отталкиваться от задачи фиксации самых острых и распространенных нарушений на выборах (см список выше).

 

Мы взяли на себя смелость составить такой список – его можно найти ниже в описании нашего предложения.

 

Отдельный вопрос, на наш взгляд не отвеченный до конца в ходе общественных слушаний, касается проблемы публичного подсчета и оглашения результатов голосования на участках в восточных часовых поясах. Это противоречит недавно принятым и во многом спорным поправкам в избирательное законодательство, запрещающим такое оглашение до окончания голосования. Следует либо установить, что оглашение результатов на каждом отдельном участке, транслируемое в сеть, не признается результатами выборов, либо предложить механизм, обеспечивающий отключение трансляции этих этапов в соответствующий специально определяемый момент времени, при сохранении/продолжении видео-записи уже без прямой трансляции. 

Наконец, вопрос, возможно ли покрыть видео-наблюдением все участки? Увы, 100% покрытие всех участков - задача в принципе нерешаемая, просто в силу особенностей географии России. Здесь надо исходить из принципа, что отсутствие трансляции или видео-записи не лишает граждан конституционного права на участие в выборах. Но для того чтобы покрыть видео-наблюдением участки с 95% голосующего населения достаточно обеспечить связь для 50-60%% участков, отбросив все малочисленные участки, например с числом избирателей меньше порога, например 100 человек, а также все труднодоступные и удаленные участки. Для решения практической задачи достичь высокой точности подсчета голосов этого достаточно, ведь даже значительные отклонения на оставшихся 5% не смогут существенно повлияеть на итоговые результаты.

 

Как надо снимать?

 

Здесь мы подходим к ключевому вопросу, каким способом лучше вести видео-наблюдение: стационарным, мобильным или их комбинацией. Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки.

Стационарное наблюдение имеет свои плюсы. Установка наблюдения заранее под руководством сотурдников избирательных комиссий повышает надежность системы, обеспечивает хотя бы какой-то видео-поток. Важным плюсом сохраненного видео-потока является возможность его автоматического анализа. Хотя практически отсмотреть все записи невозможно, но применив алгоритмы компьютерного зрения, можно довольно надежно "посчитать" число бюллетеней опущенных в урны и, при сильно несовпадении с данным из протоколов, передать именно эту запись человеку для просмотра уже глазами.

К сожалению, другие плюсы стационарной видеосъемки, такие как непрерывность и полнота записи, нивелируются их незащищенным юридическим статусом, суды могут как принять так и отвергнуть пленку в качестве доказательства, тем что нарушения могут происходить вне поля зрения камеры, в работе камеры может наступить сбой, перерыв, перебои питания, которые нередки на многих участках и тд. Стационарные камеры не в состоянии автомтически отобразить все ключевые, требующие фиксации события избирательного процесса.

И наконец: прямые нарушения не фиксируются видеокамерами, поскольку они не производятся под запись.

Альтернативой автоматически работающим стационарно размещенным камерам может стать мобильное приложение на смартфоне в руках у наблюдателя. Сценарий приложения написанного в соответствии с процедурой наблюдения, прописанной в законодательстве, может помочь даже неопытному пользователю вести корректное протоколирование и документирование избирательного процесса. Все ключевые события могут быть сняты с тщательностью и полнотой, с правильных углов съемки и с нужными подробностями. Большую часть событий избирательного процесса невозможно задокументировать или снять в режиме со стационарной камеры.

У мобильного наблюдения есть свои минусы: надо понимать, что будут появляться неквалифицированные записи, из середины событий "включается камера, показывает какую-то тетку уходящую и утверждается что она чего-то там вбросила". Неизбежны ошибки за счет человеческого фактора, поэтому приложение должно быть простым и защищенным от ошибок: например при остутствии интернет-соединения оно не должно смущать наблюдателя неработоспособностью, а продолжать фиксировать и записывать фото и видео (синхронизация данных становится отложенной), звук и видео пишутся в фоновом режиме так, чтобы записать и отправить 10-секундный интервал до нажатия на кнопку запись, и тд и тп

И чисто мобильное решение для наблюдателей (склонное к зависимости от ошибок и человеческого фактора), и чисто стационарное (слишком просто подвергаемое манипулированию) обладают серьезными недостатками, преодолеть которые будет возможно, только используя их комбинацию.

 

Наконец, стоит упомянуть комбинированное, стационарное+мобильное наблюдение: одна-две точки съемки стационарные, одна-две - переносные в блокноте наблюдателя. Такой вариант кажется еще более выигрышным, ведь если не сработает стационарное наблюдение, сработает переносное и наоборот, при отстутствии людей, способных снимать и нажимать кнопки, останется хотя бы видео-файл со стационарной камеры.

 

Приложение «Блокнот наблюдателя»

 

Здесь мы остановимся на описании приложения. Сначала перечислим основные его характеристики, затем изложим сценарий работы (это и есть список событий и фактов, желательных для фото и видео фиксации), и, наконец, упомянем его возможные улучшения.

 

Основные характеристики приложения для смартфонов «блокнот наблюдателя»:

 

-    Распространяется как обычное приложение в Android Market, Apple Appstore и тд, с тем чтобы даже в отстутствии бесплатно распределяемого смартфона из списка оборудования для УИК-ов, наблюдатели партий, или даже просто сознательные избиратели могли бы им воспользоваться. Люди смогут установить себе это приложение на свой личный телефон через «маркеты» и идти записываться наблюдателями от любых кандидатов.

-    Авторизуется для использования на данном участке зарегистрированными наблюдателями и членами комиссии с совещательным голосом. Зарегистированные наблюдатели и члены УИК отсылают данные на официальный сайт, все желающие - на неофициальный. Авторизуется и телефон по его номеру

-    Результаты работы, отметки о тех или иных событиях, текстовые, аудио-, фото- и видеоматериалы к любому этапу выборов, сразу же загружаются на общественный сайт для наблюдения за выборами webvybory2012.ru. Все дублируется во внутреннюю память и подписывается цифровыми подписями. При отсутствии необходимой полосы пропускания осуществляется синхронизация недостающих материалов после выборов (из дома, из интернет-кафе, и тп точек широкополсного доступа). Отказ от непрерывной трансляции сильно уменьшает требования как к обрудованию (размер свободного места на носителе), так и к каналу связи, материалы выкладываются порциями, может быть даже в пакетном режиме. С другой стороны, короткие видеоролики ключевых моментов могут быть записаны в лучшем качестве

-    Работа приложения в ТИК/ИКМО: такое же комбинированное, стационарное + мобильное, наблюдение проходит и в ТИК/ИКМО. В приложении есть режим работы «ТИК».

-    Кнопка «зарегистрировать нарушение», которая ставит метку «время нажатия» и «нарушение такое-то». Нарушение классифицируется через меню. Все желающие также могут нажимать кнопки «Нарушение», более того наблюдатель, видя вброс или карусель, может обратиться ко всем присутствующим: «Подтвердите!». Несколько сигналов из одной точки дадут необходимую статистику. Кроме того, так будет проще и точнее определить не только факт вброса, но и запечатлеть вбросившего. Отдельное внимание должно быть уделено моменту удаления наблюдателя, которых зачастую удаляют «технично», так что никаких заявлений о нарушениях от них не поступает

 

Сценарий работы приложения «Дневник набюдателя»

 

До начала голосования:

-    ПЕРСОНАЛИИ: председатель и все члены комиссии с правом решающего голоса

-    УЧАСТОК: кабинки, плакат, образец заполнения бюллетеня, увеличенная форма протокола, переносные и стационарные урны, отсутствие агитационных материалов, отсутствие посторонних лиц в помещении для голосования, ясно ли обозначен путь к участку

-    УЛИЦА: нет ли агитационных материалов ближе 50 метров от участка?

-    СТАТИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЕЙ: оглашение числа внесенных в список избирателей, количество бюллетеней, полученных УИК, число внесенных в реестр на голосование на дому

-    КНИГИ СПИСКА ИЗБИРАТЕЛЕЙ: незаполненные подписями и без лишних пометок, прошитые и скрепленные печатью

-    УРНЫ: предъявлены пустые урны (переносные и стационарные), опечатываются (ВИДЕО), находятся ли в поле зрения наблюдателей

-    ЕСЛИ КОИБы: тестирование КОИБа (ВИДЕО)

 

В ходе голосования

-    СЧЕТЧИК ГОЛОСУЮЩИХ: (многие наблюдатели считают людей вручную), учитывает время голосования, фиксирует паузы и суммарное время неиспользования счетчика

-    ГОЛОСУЮЩИЕ: лично и по предъявлению паспорта, голосуют только избиратели, которые внесены в список/имеют в паспорте штамп о проживании/с открепительным удостоверением?

-    ТАЙНА ГОЛОСОВАНИЯ: закрываются ли кабинки? входят ли по одному?

-    ГОЛОСОВАНИЕ: проходит в поле зрения наблюдателей? данные об избирателе не могут вноситься в список в его отсутствие? есть ли голосование за других лиц? нет ли факта вброса?

-    ЯВКА ПО ХОДУ: количество проголосовавших, которое подсчитывается и отсылается комиссией каждые 2-4 часа, совпадение с наблюдаемым?

-    УЛИЦА: есть ли организованные группы лиц? подвоз на микроавтобусах, автобусах? организация групп малоимущих граждан вблизи участка? проводятся ли экзит-поллы?

-    ГОЛОСОВАНИЕ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ: есть ли выписка из реестра? число избирателей, количество бюллетеней, после возвращения: выписка из реестра, акты голосования вне помещения (ФОТО), как передаются заявки на голосование вне помещения, кем и как принимается решение о выходе на голосование вне помещения?

 

После окончания голосования и подсчет голосов

-    НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ: подсчет и погашение

-    КНИГИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ - ПОДСЧЕТ: оглашение результатов работы по каждой книге

-    ВСКРЫТИЕ УРН (ПЕРЕНОСНЫХ/СТАЦИОНАРНЫХ ЯЩИКОВ): Нет ли там сложенных пачек бюллетеней? Момент извлечения бюллетеней, подсчет их количества (ВИДЕО)

-    ПРОЦЕСС СОРТИРОВКИ И ПОДСЧЕТА БЮЛЛЕТЕНЕЙ: занесение данных в увеличенную форму протокола (ВИДЕО)

-    ПОДСЧЕТ: нет ли у членов избирательное комиссии ручек?

-    ПРОВЕРКА КОНТРОЛЬНЫХ СООТНОШЕНИЙ

-    ИТОГОВОЕ ЗАСЕДАНИЕ: Рассмотрены ли все нерассмотренные жалобы? ВИДЕО

-    УПАКОВКИ БЮЛЛЕТЕНЕЙ: подписи на стыках упаковок (ФОТО)

-    ОФОРМЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА: видео

-    ВЫДАЧА КОПИЙ ПРОТОКОЛА: (1) надпись "верно"/ (2) подпись председателя или секретаря или зампред уик / (3) расшифровка подписи / (4) дата заверения / (5) время заверения / (6) печать УИК

 

В ТИК или ИКМО

-    ЧЛЕНЫ ТИК: председатель, члены с правом решающего голоса, члены с правом совещательного голоса, нет ли посторонних лиц

-    ДОСТАВКА ПРОТОКОЛОВ: видео и фото протокола, доставленного из УИК

-    ВНЕСЕНИЕ ДАННЫХ В УВЕЛИЧЕННУЮ ФОРМУ: видео

-    ВНЕСЕНИЕ ДАННЫХ В ГАС ВЫБОРЫ: видео

-    ПРОЦЕСС: попадая в здание, сразу ли проходят в рабочее помещение ТИК?? сразу ли заносят в увеличенную форму? правильно ли заносят в увеличенную форму сразу после занесения? идут ли в ГАС Выборы? проводятся ли консультации членов ТИК и УИК?

-    НЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ: каждый раз, когда ТИК принимает решение об отказе: введен ли уже протокол в увеличенную форму, каковы основания отказа?

 

 

Дополнительные пожелания к приложению «Блокнот наблюдателя»

 

-    Использование геолокации. Приложение отсылает данные геолокации вместе с любым сообщением или медиафайлом. Более того, приложение может автоматически позиционировать наблюдателя, например определять УИК, не давать отсылать данные от имени не того УИКа, и тд. Гепозиционирование открывает большие возможности по упрощению работы с приложением.

-    Электронно-цифровая подпись: Все данные, записываемые приложением могут быть подписаны, с  тем чтобы загруженные позже большие по размеры видео и фото материалы были верифицированы.

-    Резервные каналы: приложение использует все доступные каналы интернет, вплоть до сценария, когда человек с нетбуком (или с Yota-яйцом) приезжает на авто к участку, организует мини-хотспот. При полном отсутствии интернет-соединения контрольные суммы (цифровые подписи) материалов, накапливаемых в памяти приложения, могут отсылаться по СМС

-    Защита «от дурака»: 10-секундные интервал аудио (вариант: видео) записи, предшествующие нажатию на конпку «начало записи» добавляется автоматически, для чего идет постоянная запись в кольцевой буфер

-    Шкала времени: Все данные присылемые на сервер имеют автоматические временные отметки, Приложение может работать опираясь на текущее время, в частности выдавать напоминания о предстоящем событии или опрашивать о прошедщем.

-    Тестовый режим: у приложения есть тестовый режим, когда пользователь учится им пользоваться. Например, во время учений до начала выборов. Также приложение снабжено справкой и печатной инструкцией

-    Высоконагруженный сайт: сайт, на которую загружается поток данных от приложений, способен держать нагрузку как по просмотру таки по загрузке данных. Для загрузки и хранения видео и фото-материалов можно рассмотреть использование внешних ресурсов (Youtube, Vimeo, Flickr, Фото@mail.ru, Яндекс.Фотки и тп), в которых уже поддерживается CDN-технологии (локальная загрузка на ближайший сервер), либо реализовать такое решение на основе CDN-сети Ростелекома, уже задействованной в проекте видеонаблюдения на выборах.

-    Вопросы безопсности. Наличие на участке доступного интернета и одновременной трансляции на сайте позволяет максимально контролировать соответствие выводимого на сайте видео, фото материалов, текстового отчета и тд тому что реального происходит на участке. Это наилучшая мера против подмены видеопотока, ложной авторицаии. Конечно же должны быть приняты меры против атак на сервера, в тч не только на публичный сервер, но и на внутренние, предназначенные для приема данных, если они будут задействованы в системе.

 

Чем может помочь Минкомсвязи и ЦИК?

 

Само приложение может быть создано либо по заданию Минсвязи, либо в режиме разработки с открытым исходным кодом. Та часть сайта, которая могла бы транслировать поступающие от приложения данные, также может быть разработана либо по заданию Минкомсвязи, либо также в режиме разработки с исходным кодом. Однако даже при минимальной вовлеченности помощь государственных органов желательна и полезна. Что может быть сделано?

 

-    Оборудовать wi-fi точки доступа в Интернет на участках и предоставить доступ в wi-fi сеть, как минимум, для наблюдателей и членов УИК (в том числе с совещательным голосом) ведь сотовая сеть ограничена по пропускной способности. Не только смартфоны, но и видео-камеры смогут подключаться по wi-fi, это удешевит и упростит в каких-то случаях монтажные работы. На период выборов эти точки могут быть открыты, в том числе и для всех голосующих, а в дальнейшем активно использоваться в повседневной школьной образовательной деятельности, практически со дня их подключения. Заметим, что ни видеокамеры в актовом зале, ни компьютер, подсоединённый к интернету, не являются настолько полезным школьным оборудованием, каким является подключенная к интернету школьная wi-fi-точка. Наконец наличие wi-fi точки доступа на участке голосования откроет дополнительные возможности для работы самого УИК. В общем и целом wi-fi представляется исключительно полезным для всего ибирательного процесса, независимо от конкретного наполнения в данном проекте.

-    Свободная розетка. И для видеокамер и для смартфонов необходимо обеспечить электрическое питание в зале для голосования. В случае со мобильным решением, каждому наблюдателю надо обеспечить хотя бы пол-часа-час свободной розетки для дополнительной зарядки устройств, что при исползовании удлинителей не должно составить срьезной проблемы

-    Выдача смартфонов. Следует иметь хотя бы один смартфон на участке, с тем чтобы хотя бы один наблюдатель, или даже член УИК с совещательным голосом (выбираемый по жребию, или взаимному согласию, или по очередности) мог вести мобильное наблюдение. Для этого надо выделить необходимое число смартфонов для избирательных комиссий. Важно отметить, что поскольку приложение легко загружается и ставится и работает на любом смартфоне, острота выбора наблюдателя и партии существенно уменьшается. Наблюдатели могут заранее самостоятельно скачать приложение и использовать его далее в авторизованном режиме, получив позже пароль наблюдателя в своем участке

-    Авторизация приложения. Для того чтобы зарегистрировать приложение официально на данном участке, важно предоставить/выработать официальные способы авторизации для наблюдателей и членов комиссий, например по паролю из конверта.

-    Инструкция. Для наблюдателей могла бы быть выдана простая печатная инструкция по осноным моментам наблюдения, требующим фиксации при помощи приложении

-    Использование сайта webvybory2012.ru. Предоставить на сайте webvybory.ru доступ к текстовым, фото и видео материалам, поступающим от авторизованного приложения "блокнот наблюдателя/члена УИК"

 

Немного про экономику

 

Изначально мы предлагали использовать в качестве стационарной камеры смартфон с выходом в интернет, работающего через тот же wi-fi или доступные сети 3G/EDGE. Этот вариант повышает взаимозаменяемость оборудования: смартфон мог бы быть оснащен стационарным вариантом работы того же самого приложения. Вариант был ориентирован на удешевление проекта, использование текущей инфраструктуры везде где можно, включая DSL-линии наземных телефонных сетей, и сети GSM-операторов и тд и тп. Для того  чтобы не создавать избыточную нагрузку на существующую инфраструктуру, все компоненты системы (смартфоны) можно запрограммировать на интеллектуальное и экономное использование полосы доступа в интернет.

Вопрос: можно ли пожертвовать непрерывностью видео-записью, делая небольшие несущественный перерывы в видеосъемке? По нашему мнению, да, можно, так как отсутствие непрерывности / всеобщности записи/трансляции никак "не влияет на право граждан к свободному волеизъявлению", а 100% покрытие не способно обеспечить никакое решение.

Работающая wi-fi точка, подключенная к интернету, в школе может быть использована сразу же. Она даст возможность максимально широко задействовать интернет в учебном процессе, разрешит подключение учеников и учителей, например к школьному порталу, может быть задействована в самых разных учебных сценариях практически с первого дня работы. Сами по себе камеры видео-наблюдения, установленные в актовом или спорт-зале зале, и даже компьютер, к которым они подключены, не дадут школе ничего полезного.

Максимальное повторное использование, аренда, задействование крупных региональных ритейлеров техники, в том числе с возможной арендой техники, и региональных провайдеров интернета, опять же с целью аренды wifi, аренда и установка за счет провайдеров – вот сценарии, которые можно и нужно было изучить с целью снижения расходной части проекта.

Если в проекте есть лишние средства, можно было бы скорее рассмотреть вопрос выделения грантов партиям на оплату более квалифицированных наблюдателей, способных воспользоваться приложением и зафиксировать основные моменты избирательного процесса. В настоящий момент наблюдателям уже платят, вот цитаты из общественой дискуссии Яндекса: «Я от КПРФ работал, дали аж 1000 рублей», «СР 1500 платили в Новосибирске. ЕР до 3000», «Я на эти выборы ходил наблюдать бесплатно. С удивлением обнаружил на участке толпу наблюдателей — человек 8, порадовался сначала. Потом выяснилось, что это те самые наблюдатели, которым заплатили (не $200, а 1 тыс. рублей). Но оказалось, что толку от них чуть. Большинство просто сидят и трындят про сериалы»

 

Заключение

 

Никакие технические средства, в том числе и видеокамеры, не способны исключить фальсификации на выборах. Однако если использовать соверменные технологии, можно существенно повысить прозрачность избирательного процесса. В сложившихся условиях и сроках, приложение Блокнот наблюдателя с трансляцией материалов на сервер – представляется наиболее разумным и реальным.

 

Приложение 1: сравнительная эффективность стационарного и мобильного наблюдения

 

НАРУШЕНИЕ

Вес нарушения

Вероятность фиксации стационар

Вероятность фиксации мобильн

прямые вбросы бюллетеней в стационарную урну

7%

1%

5%

прямые вбросы бюллетеней в переносную урну

3%

1%

10%

голосование за других лиц по сговору с членом УИК (без открепительного)

7,50%

1%

5%

голосование за других лиц по сговору с членом УИК (с открепительным)

2,50%

1%

5%

многократное голосование по своему открепительному

2,50%

5%

5%

выездное голосование без правильного составления реестра

2,50%

0%

10%

прямые вбросы при подсчете голосов

10%

0%

5%

неправильный подсчет и перекладывание бюллетеней

5%

5%

20%

составление протокола, не соответствующего результатам подсчета

5%

0%

20%

подмена (переписывание) протокола между УИК и ТИК

15%

0%

0%

переписывание протокола в ТИК до внесения данных в увеличенную форму сводной таблицы

25%

0%

5%

переписывание протокола в ТИК после внесения данных в увеличенную форму сводной таблицы

15%

0%

50%

 

Итого: взвешенная вероятность фиксации нарушения стационарным способом: 0,6%, взвешенная вероятность фиксации нарушения мобильным способом: 12,8%

 

Приложение 2: ссылки по теме

 

http://www.democracy.ru/library/laws/cec/cecN39_497-3/page2.html - Работа участковой избирательной комиссии

http://ria.ru/politics/20111222/523333472.html - Система видеотрансляций с избирательных участков потенциально уязвима для хакерских атак

http://corp.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/12/26/470374 - Минкомсвязи раскритиковало предложения «Яндекса» и ряда депутатов о контроле выборов президента РФ с помощью смартфонов и иностранных серверов видеотрансляций

http://ria.ru/trend/webcam_election_precinct_20122011/ - СЮЖЕТ: Размещение веб-камер на избирательных участках

http://www.indem.ru/idd2000/metodichki/lyub_buzin4.htm - интересные соображения по проверке контрольных соотношений

http://www.kprf-egorlyk.ru/agitmateriali/21-agitaciya/233-organizaciya-raboti-nabludateley.html - организация работы наблюдателей - интересная памятка от КПРФ

http://habrahabr.ru/blogs/yandex/135108/ - Видео-наблюдение и трансляция на избирательном участке (обсуждение участия Сегаловича: Хабрахабр/Яндекс)

http://www.kommersant.ru/doc/1842272 - В странах "семерки" какие-либо видеозаписывающие устройства на избирательных участках не применяются

http://www.cikrf.ru/law/federal_law/ - Федеральные законы о выборах и референдумах, иные федеральные законы, определяющие компетенцию ЦИК России

http://er.ru/news/2011/12/27/u-nas-budet-elektoralnoe-nasledie-shegolev/ - Для 50 процентов мы сможем обеспечить скорость в 512 килобит, для 33 процентов – 265 килобит в секунду и для 17 процентов – 128 килобит, тут речь идет об участках, до которых сможем дотянуться только через спутник http://www.cikrf.ru/about/organizations/fci.html - Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

http://www.rg.ru/2009/08/12/gas.html - ГАС "Выборы" - крупнейшая по количеству выполняемых функций, территориально распределенная информационная система ... прошла модернизацию в 2001-2004 и в 2005-2008 годах

http://slon.ru/calendar/event/723820/ - прототип системы голосования, использующей бюллетень Бисмарка

http://admrl-kyznecov.livejournal.com/7135.html - предложения по видеонаблюдению на ТИК/ИКМО

http://golos-org.livejournal.com/134066.html - о невнесении числа жалоб в ГАС Выборы http://eruditor.ru/k/?15 - Математические распределения и выборы в ГосДуму 2011 (ОПРОВЕРЖЕНИЕ популярного заблуждения) (а также, ЧАСТИЧНОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОПРОВЕРЖЕНИЯ) примерно в трети регионов проводилась централизованная накрутка, ещё в одной трети — нескоординированная накрутка по собственной местной инициативе, а оставшейся трети — всё чисто

http://kobak.livejournal.com/101512.html - На моих графиках ясно видно, что город и деревня различаются. В этом смысле Чуров с соавторами прав. И именно поэтому я провожу мою коррекцию отдельно для города и деревни в каждом регионе. Но вот такого эффекта, как у Чурова в статье, когда город и деревня описываются красивыми гауссианами с разными средними, — такого я не вижу http://ru.wikipedia.org/wiki/Подсчёт_голосов_в_России

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев