Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Об Избирательном кодексе города Москвы

Работа над новым московским законом о выборах началась сразу же, как только был принят новый Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 27 мая 2002 г., через 5 дней после принятия этого закона Государственной Думой (но еще до одобрения его Советом Федерации) распоряжением заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы А.В. Петрова была образована рабочая группа по разработке проекта нового избирательного закона города Москвы.

В состав этой группы были включены: А.В. Петров (руководитель), В.П. Горбунов (председатель МГИК, зам. руководителя), А.В. Крутышев (советник отдела законопроектных работ Центра законотворчества Правительства Москвы), Куличева Н.И. (консультант Правового управления Правительства Москвы), Максимцова Е.А. (помощник секретаря МГИК, позднее – зав. юридическим отделом МГИК), Орлов С.В. (депутат МГД), Халилулин Ф.Ф. (первый зам председателя Комитета территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления Правительства Москвы), а также автор этих строк (в распоряжении значился как советник председателя МГИК).

К концу сентября был подготовлен первый вариант законопроекта (под названием Закон города Москвы "О выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в городе Москве"). 29 октября он обсуждался на заседании Правительства Москвы.

2 декабря Мэр Москвы внес доработанный проект в Московскую городскую Думу и 25 декабря он был принят в первом чтении. Редактором проекта назначен председатель МГИК В.П. Горбунов.

В ходе подготовки ко второму чтению депутатами было подано 227 поправок, из них редактором поддержаны 88, и еще 27 поправок внесены самим редактором.

Было изменено и название закона. По инициативе В.П. Горбунова он стал называться "Избирательный кодекс города Москвы".

9 апреля 2003 г. Мосгордума приняла закон во втором чтении. В ходе подготовки к третьему чтению депутатами было подано 152 поправки, из них редактором поддержано 84, и еще 84 поправки внесены самим редактором.

Однако на заседании Мосгордумы 21 мая депутаты поддержали еще 4 поправки, предложенные редактором к отклонению. В связи с этим полномочный представитель Мэра Москвы в Думе А.В. Петров потребовал направить проект на заключение Мэру.

Главной причиной такого шага стало принятие поправки депутата А.Г. Тарнавского, которая предусматривала возможность проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления не только по одномандатным округам (как это предусматривал проект), но и по многомандатным округам (как это предусматривал прежний закон). Следует отметить, что вопрос о многомандатных округах обсуждался на ранней стадии подготовки проекта и соответствующие нормы были прописаны, но затем возобладала ошибочная точка зрения, что многомандатных округов не должно быть, и все нормы, касающиеся многомандатных округов, были из текста изъяты.

Теперь эти нормы предстояло восстановить. В своем заключении Мэр предложил Думе принять еще 17 поправок, из которых 10 были связаны с восстановлением многомандатных округов.

11 июня Дума приняла эти поправки, после чего закон был принят в целом.

К сожалению, все противоречия, связанные с многомандатными округами, устранить не удалось. Ряд противоречий был обнаружен мной утром 11 июня, и об этом был проинформирован ряд депутатов и Горбунов. На заседании вопрос о выявленных мной недостатках был поднят депутатом Д.И. Катаевым, но оказалось, что докладывавший вопрос Петров не успел с моей запиской ознакомиться.

Наиболее существенными недостатками являются следующие:

  • установленное кодексом количество подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, во всех случаях составляет 1% от числа избирателей округа, что для трех-, четырех- и пятимандатных округов превышает определенный федеральным законом предел в 2% от числа избирателей, деленного на число мандатов;
  • не определено, сколько голосов имеет избиратель в многомандатном округе, и не указано, кто и в каком порядке вправе принимать решение по данному вопросу;
  • одно из контрольных соотношений, установленное в Приложении 5, не может выполняться в случае, если избиратель в многомандатном округе имеет более одного голоса;
  • не определен порог явки при выборах по многомандатному округу; в соответствии с федеральным законом из этого следует, что порог явки – 20%; но тогда для многомандатных и одномандатных округов получаются разные условия (в последнем случае порог явки отменен), что недопустимо.

Для устранения указанных, а также более мелких недостатков Катаевым внесен проект Закона города Москвы о внесении изменений в только что принятый Избирательный кодекс. Будет ли этот проект рассмотрен в ускоренном порядке, зависит от позиции руководства МГД, Мэрии и МГИКа.

Есть еще один существенный недостаток кодекса, который появился благодаря целенаправленным усилиям депутатов. Первоначальный проект предлагал избирать 18 депутатов МГД по партийным спискам и 17 – по одномандатным округам. Однако депутаты не захотели сейчас (за 2 года до очередных выборов в МГД) решать вопрос о числе депутатов. И в конце концов в кодекс был записан следующий текст:

"Депутаты Московской городской Думы избираются в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством. Количество депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам и по городскому избирательному округу, определяется законом города Москвы".

Таким образом, ни в одном из московских законов в настоящий момент не определено, сколько депутатов избирать по одномандатным округам, а сколько – по спискам. Иными словами, если сейчас вдруг потребуется проводить досрочные выборы депутатов МГД, мы окажемся в юридическом тупике (хотя вероятность досрочных выборов близка к 0, с юридической точки зрения такое положение недопустимо). Фактически московские власти не выполнили требование п. 5 ст. 80 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому законодательство субъекта РФ должно быть приведено в соответствие с п. 16 ст. 35 указанного закона (избрание не менее половины депутатов по партийным спискам) до 14 июля 2003 г.

Аркадий Любарев
2.07.
2003

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев