Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

РЕКОМЕНДАЦИИ

избирательным блокам, избирательным объединениям, кандидатам в депутаты Государственной Думы ФС РФ по использованию избирательных прав в области СМИ

А.Ю.Бузин*

1. Введение: СМИ и административные избирательные технологии

2. Категории СМИ в избирательном процессе и их обязанности

2.1. Определения

2.2. Обязанности разных категорий СМИ

2.3. Перечень государственных и муниципальных СМИ

3. Подготовка медийного плана избирательной кампании

4. Бесплатное эфирное время и бесплатные печатные площади

4.1. Кто и кому должен выделить бесплатное эфирное время и бесплатные печатные площади

4.2. Объемы бесплатно выделяемых эфирного времени и печатной площади

4.3. Порядок распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади

4.3.1. Распределение бесплатного эфирного времени

4.3.2. Распределение бесплатных печатных площадей

4.3.3. О жеребьевках по распределению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади

5. Обязательные платные эфирное время и печатная площадь

5.1. Выделение и распределение обязательного платного эфирного времени

5.2. Выделение и распределение обязательных платных печатных площадей

6. Дополнительная (необязательная) платная агитация в СМИ

7. Требования к размещению агитации в СМИ

8. Оформление договоров и оплата

9. График избирательных действий, связанных с агитацией в СМИ

1. Введение: СМИ и административные избирательные технологии

Развитие гражданского общества и совершенствование избирательного законодательства в нашей стране имели результатом значительное изменение технологий влияния на результаты голосования. Эти технологии все в большей степени смещаются из области прямых фальсификаций в область манипулирования массовым сознанием. С учетом того, что выборы у нас являются всеобщими и необязательными и многие российские граждане их просто игнорируют, а также с учетом наличия на избирательных участках наблюдателей, технологии обработки массового сознания стали существенно более эффективными по сравнению с технологиями фальсификаций. Понятно, что в реализации таких технологий огромную роль играют средства массовой информации (СМИ) – печатные периодические издания, радио и, в первую очередь, телевидение.

С другой стороны, СМИ находятся под влиянием различных лиц, групп лиц, в том числе структурированных групп, в частности, партий, корпораций, государственных органов. Это влияние обуславливается либо возможностями по назначению руководителей СМИ, либо финансово-материальными рычагами воздействия. Все политические силы хорошо понимают важную роль СМИ на выборах и стремятся установить определенное влияние на СМИ либо, по крайней мере, установить взаимодействие с конкретными журналистами. Установившаяся за последнее десятилетие система государственного управления дает возможность структурам государственной и тесно связанной с ней местной власти оказывать наибольшее по сравнению с другими структурами (коммерческими, партийными, общественными, частными) влияние на СМИ. При этом властные структуры на выборах зачастую выступают как самостоятельная политическая сила.

Государственные структуры за последние пять-семь лет адаптировались к современному избирательному законодательству и вполне осознали важность СМИ. Об этом свидетельствуют перипетии на российском телевидении, устранение бывших российских медиамагнатов Березовского и Гусинского, создание государственных медиаимперий. Очень характерен в этом отношении пример Москвы: здесь за последние семь лет создан конгломерат печатных и электронных СМИ, находящихся под контролем московской администрации, финансируемых прямо или косвенно из бюджета и бесплатно, помимо всех избирательных фондов, обрушивающих во время выборов поток агитации за кандидатов из “списка Мэра” (а в 1999 году – еще и за “Отечество”). В Москве в последнее время почти не практикуются прямые фальсификации (если только для обеспечения явки), а результаты голосования показывают всю силу массированной атаки СМИ на избирателей.

Не следует думать, что административные избирательные технологии проявляются в прямом давлении на СМИ. Влияние на СМИ со стороны администрации разнообразно. Многие СМИ самостоятельно действуют в “нужном” направлении, поскольку их руководители хорошо понимают связь своей карьеры с содержанием подведомственного СМИ. Вспомните, как в своих политических целях кадровые технологии использовала государственная партия СССР (КПСС). СМИ, руководители которых не понимают упомянутой связи, могут оказаться нарушителями противопожарной безопасности (как “Коммерсант” на выборах 1999 года), субъектами “хозяйственного спора” (“ТВ6”) или реформирования (Чеченская телерадиокомпания), наконец, просто нарушителями избирательного законодательства. Не последнюю роль играют и вопросы финансирования.

Основными административными избирательными технологиями в области СМИ являются:

  • Использование преимуществ наличия у администрации полной информации о распространяемых на территории СМИ, а также тесных контактов с руководством местных СМИ;
  • Неявная агитация задолго до начала избирательной кампании;
  • Массированное “информирование” с целью создания положительного имиджа о кандидате “от власти” или, наоборот, отрицательного – о конкурентах;
  • Манипулирование тиражами, временем выпуска СМИ, формой и местом размещения агитационных и информационных материалов.

Российское избирательное законодательство содержит нормы, которые можно использовать для частичного воспрепятствования использованию административных избирательных технологий. Законодательство накладывает определенные обязанности на СМИ и избирательные комиссии по отношению к кандидатам, избирательным блокам, избирательным объединениям. Об этом, собственно, и идет речь в этих рекомендациях. К сожалению, нельзя сказать, что в настоящее время можно полностью нейтрализовать административные избирательные технологии в области СМИ. Дело в том, что избирательное законодательство отводит большую роль в этом деле избирательным комиссиям; оно также предполагает возможность воздействия через независимые судебные и правоохранительные органы. Однако, ни избирательные комиссии, ни суд, ни милиция и прокуратура не исполняют в полной мере те функции, которые они должны были бы исполнять в соответствии с законом.

Ниже мы будем ссылаться на два закона:

  • Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ниже – ФЗГ) и
  • Федеральный закон от 20.12.2002 № 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ниже – ФЗД).

Не надо думать, что эти рекомендации могут заменить закон. Они содержат практические советы, основанные на опыте автора. Мы обращаем внимание на основные или тонкие моменты законодательства. Вещи, которые представляются нам очевидными, которые строго выполняются избирательными комиссиями и представляют собой “надводную часть” избирательного процесса, мы не упоминаем или упоминаем вскользь. Если вы всерьез занимаетесь выборами, закон должен быть у вас всегда под рукой.

2. Категории СМИ в избирательном процессе и их обязанности

2.1. Определения

Говоря о СМИ, мы будем иметь в виду только периодические печатные издания и организации телерадиовещания. Статья 56 ФЗД разделяет все СМИ на 3 категории: 1) Государственные; 2) Муниципальные; 3) Негосударственые. Каждое СМИ может быть отнесено к одной из этих трех категорий.

По определению для того, чтобы СМИ считалось государственным, оно должно удовлетворять хотя бы одному из 3-х условий:

  • учредителем (соучредителем) данного СМИ является государственный орган;
  • данному СМИ за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (то есть за 2002 год), оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации;
  • в уставном (складочном) капитале СМИ на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (то есть на 3 сентября 2003 г.) имеется государственная доля.

Чтобы СМИ считалось муниципальным, оно должно удовлетворять одному из 3-х аналогичных условий, только слово “государственный” надо заменить на слово “муниципальный”.

Государственные и муниципальные СМИ, учрежденные исключительно с целью опубликования официальных документов (например, “Собрание законодательства Российской Федерации” и т.п.) не могут публиковать агитационные материалы. Поэтому, строго говоря, когда в законе речь идет государственных и муниципальных СМИ, имеются в виду только те СМИ, которым не запрещено участие в агитации. Также следует учитывать, что “специализированные” государственные СМИ (детские, научные и т.д.), а также те, которые выходят реже одного раза в неделю, могут отказаться от участия в агитации.

СМИ, которые не являются государственными или муниципальными, являются по определению негосударственными. Все эти определения даны в ст.56 ФЗД.

Государственные СМИ разделены еще и по другому признаку – по территории распространения. Общероссийские СМИ – это СМИ, которые имеют лицензию на вещание (для организаций телерадиовещания) или зарегистрированы для распространения (для периодических печатных изданий) более чем в 44 субъектах РФ. Остальные называются региональными.

Эти определения очень важны, поскольку от категории СМИ зависят его обязанности во время избирательной кампании.

2.2. Обязанности разных категорий СМИ

Общероссийские государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время (для организаций телерадиовещания) и печатные площади (для периодических печатных изданий) избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов.

Региональные государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время и печатные площади кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, и региональным группам кандидатов.

Муниципальные организации СМИ обязаны обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. На выборах в Государственную Думу муниципальные СМИ могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату.

Негосударственные СМИ, учрежденные не позже чем за год до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (т.е. не позднее 3 сентября 2002 г.) или учрежденные политическими партиями, могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату. Негосударственные СМИ, учрежденные после 3 сентября 2002 года, если только они не учреждены политическими партиями, вообще не могут предоставлять эфирное время, печатные площади кандидатам, избирательным объединениям и блокам.

Все СМИ, предоставляющие эфирное время или печатную площадь за плату, должны опубликовать свои расценки не позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения о назначении выборов (т.е. не позднее 3 октября) и сообщить эти расценки в ЦИК (для общероссийских СМИ) или в комиссию субъекта Федерации (для региональных и муниципальных СМИ). За нарушение этого правила предусмотрена административная ответственность (штраф, который, впрочем, может оказаться меньше гонорара, полученного за это нарушение).

2.3. Перечень государственных и муниципальных СМИ

Закон требует, чтобы перечень государственных и муниципальных СМИ, участвующих в избирательной кампании, был опубликован не позднее чем через 10 дней после публикации о назначении выборов (то есть до 13 сентября). При этом ЦИК РФ должен опубликовать перечень общероссийских СМИ1, а комиссия субъекта Федерации – перечень региональных и муниципальных СМИ. Эти перечни публикуются с целью предоставить равные возможности для всех кандидатов, блоков, партий “сориентироваться”, в какие СМИ они могут обращаться за предоставлением бесплатных и платных эфиров и печатных площадей. Выше мы уже говорили, что на деле “кандидаты от власти” начинают пользоваться этими СМИ намного раньше. Тем не менее, момент публикации надо не пропустить, а опубликованный перечень следует максимально использовать.

Содержащиеся в перечнях государственные СМИ обязаны предоставлять бесплатное и платное эфирное время и печатную площадь кандидатам, партиям, блокам (см. ниже). Следует, правда, учесть, что СМИ, которые содержатся в перечнях, но являются специализированными или выходят реже одного раза в неделю (это должно быть отмечено в перечне) могут отказаться от участия в агитации. Таким отказом считается неопубликование до 3 октября расценок на размещение агитационных материалов в данном СМИ.

Публикуемые комиссиями перечни основаны на данных, предоставляемых исполнительной властью. Комиссии не проверяют их! Поэтому, в опубликованном перечне могут не оказаться СМИ, которые в действительности должны там быть, то есть являются муниципальными или государственными в смысле данного выше определения2. Например, иногда территориальные подразделения ВГТРК не считают себя государственными, забывая, что их финансирование осуществляется через ВГТРК, то есть фактически из федерального бюджета. Если вы обнаружите, что в перечне пропущены организации телерадиовещания или крупное печатное издание, то можно обратиться по этому поводу в суд и заставить “пропущенные” СМИ выделить эфирное время или площадь.

3. Подготовка медийного плана избирательной кампании

Все агитационные публикации (передачи в эфире и непосредственно публикации в печатных изданиях) в СМИ можно подразделить на четыре вида:

  • А. Бесплатные публикации, возможность которых предоставляется государственными СМИ в обязательном порядке всем кандидатам, блокам, партиям;
  • Б. Платные публикации, возможность которых предоставляется государственными СМИ в обязательном порядке всем кандидатам, блокам, партиям;
  • В. Платные публикации, которые вам удастся осуществить в тех СМИ, которые заранее объявили о своем участии в агитации и опубликовали расценки на агитационные материалы;
  • Г. Не оплаченные из избирательного фонда публикации, которые являясь по сути агитационными, выдаются их авторами и СМИ за “информационные”.

Как это ни прискорбно, наибольшее влияние на российского избирателя оказывают публикации последнего типа. Наибольшие возможности для таких публикаций имеют “кандидаты от власти” и кандидаты с большими финансовыми возможностями. Закон запрещает публикации этого типа, но известно, что “суровые российские законы смягчаются необязательностью их выполнения” (правда, не для всех). Одной из замечательных черт российской избирательной системы в настоящее время является то, что выборы проходят как бы “между строк” российского избирательного законодательства, удовлетворяющего международным стандартам.

После такого вывода все кандидаты и политтехнологи, читающие эти рекомендации, должны разделиться на две части: те, которые могут использовать тип публикаций Г (им необязательно дочитывать эти рекомендации) и те, которые не могут, или могут, но в ограниченном количестве. Для последней части читателей важно не упустить возможности, которые предоставляет им закон, чему, собственно, и должны способствовать эти рекомендации. Наиболее пропагандистски эффективными являются СМИ, которые доходят до избирателя “сами” - телевидение и бесплатные газеты, распространяемые по почтовым ящикам. Закон дает возможность всем кандидатам в определенной степени воспользоваться этими СМИ.

После 3 октября 2003 г. уже должно быть известно (п.9 ст.59 ФЗД) какие СМИ должны и/или могут публиковать агитационные материалы, поскольку все такие СМИ до этой даты должны опубликовать свои расценки и предоставить их в ЦИК или в избирательную комиссию субъекта Федерации.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования (то есть 7 ноября 2003 г.) и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования (п.2 ст.58 ФЗД). Конечно, агитация типа Г обычно начинается намного раньше (примерно за год до выборов). Между 3 октября и 7 ноября избирательные штабы должны разработать “медийный план” – план законного размещения агитационных материалов в СМИ.

Кандидат, партия, избирательный блок должны заранее готовить материалы для публикаций (теле- и радиоролики, выступления в прямом эфире, печатные материалы). Должен быть составлен как календарный, так и финансовый план публикаций. Учтите, что чем раньше вы обратитесь в СМИ с просьбой о предоставлении вам эфирного времени и печатной площади, тем меньше неожиданностей будет у вас с публикациями и тем больше медийного пространства вы сможете получить.

Продумайте вопрос о том, будете ли вы участвовать в так называемых “совместных агитационных мероприятиях” на телевидении. Отказ от таких мероприятий не прибавит вам эфирного времени, с другой стороны, совместные мероприятия требуют от кандидатов умения дискутировать, производить эффект. Кандидаты “от власти” довольно часто не умеют этого делать.

4. Бесплатное эфирное время и бесплатные печатные площади

4.1. Кто и кому должен выделить бесплатное эфирное время и бесплатные печатные площади

Общероссийские государственные организации телерадиовещания (телеканалы “ОРТ”, “Россия”, “Культура”3, “ТВ-Центр”, радиоканалы “Радио России”, “Голос России”, “Маяк”, “Маяк-24”, “Юность”) обязаны выделить бесплатное эфирное время, а общероссийские государственные печатные издания (см. список в “Российской газете” от 13.09.2003) обязаны выделить бесплатную печатную площадь партиям и избирательным блокам, выдвинувшим федеральные списки кандидатов.

Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны выделить бесплатное эфирное время, а региональные государственные печатные издания (см. списки в официальных изданиях избирательной комиссии субъекта Федерации) обязаны выделить бесплатную печатную площадь зарегистрированным кандидатам и региональным группам кандидатов.

4.2. Объемы бесплатно выделяемых эфирного времени и печатной площади 

Общероссийские государственные организации телерадиовещания обязаны выделить в период с 8 ноября4 по 5 декабря 2003 г. включительно бесплатное эфирное время в объеме не менее одного часа в каждый рабочий день (то есть, кроме суббот и воскресений). Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны выделить в этот же период бесплатное эфирное время в объеме не менее 30 минут в каждый рабочий день (то есть, кроме суббот и воскресений), а в случае, если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четвертой части общего времени вещания. Предоставляемое бесплатно эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию (п.2 ст.60).

Общероссийские государственные периодические печатные издания обязаны выделить в период с 7 ноября до 5 декабря 2003 г. включительно не менее 10% от своей общей еженедельной5 печатной площади для размещения бесплатных агитационных материалов кандидатов, блоков, партий. Общий объем выделенных печатных площадей должен быть опубликован в этом же печатном издании не позднее 3 октября.

4.3. Порядок распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади

4.3.1. Распределение бесплатного эфирного времени

Общий объем бесплатного эфирного времени делится на две большие части: часть, предоставляемая для проведения совместных агитационных мероприятий, и часть, предоставляемая отдельным кандидатам, партиям, блокам. Первая часть должна составлять “не менее половины” от общего объема бесплатного эфирного времени. Региональные организации телерадиовещания делят эту часть между совместными мероприятиями кандидатов-одномандатников и совместными мероприятиями региональных групп. Однако, если кандидатов и региональных групп настолько много, что на каждого кандидата приходится менее пяти минут эфирного времени, то время, выделяемое для совместных мероприятий может быть уменьшено.

Время, выделяемое на общероссийских каналах каждой партии, блоку для “раздельной агитации”, вычисляется путем деления общего времени, выделенного на “раздельную агитацию”, на количество зарегистрированных федеральных списков кандидатов. Время, выделяемое на региональных каналах каждому кандидату-одномандатнику и региональной группе, вычисляется исходя из алгоритма, описанного в п.3 ст.60 ФЗД. Это время должно быть вычислено избирательной комиссией субъекта Федерации и сообщено кандидатам, представителям партий, блоков. Понятно, что при этом каждая партия и блок должны получить одинаковое время; также одинаковое время должны получить все кандидаты-одномандатники; все региональные группы получают одинаковое время, которое не может быть более чем в три раза больше, чем время, выделенное каждому одномандатнику.

Большую роль в распределении бесплатного эфирного времени играют ЦИК РФ (для общероссийских каналов) и избирательные комиссии субъектов Федерации (для региональных организаций телерадиовещания). Они должны во взаимодействии с организацией телерадиовещания определить конкретные моменты и продолжительность выхода в эфир агитационных передач, как “совместных”, так и “индивидуальных” (следите за этим процессом, чтобы не пропустить жеребьевку и выделенное вам бесплатно время). При этом должно соблюдаться условие равенства кандидатов, партий, блоков как по количеству предоставляемого времени, так и по качеству. С этой целью моменты выхода в эфир должны быть приблизительно равноценными, а распределение этих моментов между кандидатами, региональными группами, партиями и блоками должно производиться жеребьевкой.

Жеребьевку бесплатного эфирного времени проводит соответствующая избирательная комиссия (ЦИК – между партиями и блоками, субъектная – между одномандатниками и региональными группами). Жеребьевка проводится не позднее чем за 32 дня до дня голосования (то есть не позднее чем 5 ноября6). На жеребьевку должны быть приглашены все кандидаты, представители партий, блоков. Результаты жеребьевки оформляются протоколом и публикуются.

4.3.2. Распределение бесплатных печатных площадей

Выделенные печатные площади должны быть “справедливо” распределены между партиями и блоками (в общероссийских печатных изданиях) и между кандидатами, региональными группами (в региональных изданиях). Для этого редакция должна определить конкретные даты выхода и места расположение агитационных материалов, а затем провести жеребьевку между претендентами. Обратите внимание, что жеребьевку, в отличие от случая с телевидением и радио, обязано проводить именно СМИ (хотя реально эту роль часто берут на себя избиркомы). Поэтому, вы должны поддерживать связь с этими СМИ, чтобы не пропустить жеребьевку и дату сдачи материалов в печать. На жеребьевку вас должны пригласить. Она должна состояться не позднее чем 5 ноября7. Результаты жеребьевки оформляются протоколом.

4.3.3. О жеребьевках по распределению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади

Ограничение в 32 дня установлено неспроста: последний срок регистрации всех кандидатов избирательной комиссией – 35 дней до дня выборов (то есть к этому моменту должен быть известен полный список всех кандидатов), а за 30 дней начинается агитация в СМИ. Однако легко представить себе такой вариант: вас не зарегистрировали и вы подали в суд. Ваше дело должно быть рассмотрено, например, за 33 (или более) дня до дня голосования. Избирательная комиссия спешит провести жеребьевку до рассмотрения дела, чтобы вам не досталось бесплатного эфирного времени и печатных площадей. Конечно, после того, как вас зарегистрируют по суду, придется пересматривать результаты жеребьевки, но будьте уверены8: вам достанется неудобное эфирное время и худшая печатная площадь (по техническим причинам). Поэтому возражайте против проведения жеребьевки раньше рассмотрения вашего дела в суде.

5. Обязательные платные эфирное время и печатная площадь

Государственные СМИ обязаны “зарезервировать” определенный объем эфирного времени и печатной площади для предоставления кандидатам, партиям, блокам за плату.

5.1. Выделение и распределение обязательного платного эфирного времени

Общий объем “обязательного платного” эфирного времени определен законом (п.12 ст.60 ФЗД): не менее общего объема выделенного бесплатного времени и не более удвоенного выделенного бесплатного времени. Это время будет распределяться жеребьевкой, но не между всеми кандидатами, а между теми, кто подал заявку на платное время. Жеребьевка проводится организацией телерадиовещания до 5 ноября (но может быть и раньше). В связи с этим вы должны не забыть подать заявку и держать контакт с организацией телерадиовещания.

Конечно, возникает вопрос о том, стоит ли подавать заявку, если в избирательном фонде нет денег на оплату эфирного времени. С точки зрения политтехнологий ответ прост: обязательно! Во-первых, деньги могут появиться. Во-вторых, всегда найдутся кандидаты, которые могут купить все выделенное платное время, поэтому не надо давать им такую возможность. В случае вашего отказа использовать полученное по жеребьевке время, вы должны сообщить об этом организации телерадиовещания не позднее чем за пять дней9 до выхода в эфир. Конечно, ваш договор с телерадиокампанией должен быть составлен достаточно грамотно, чтобы вы не понесли убытков, если вам не удастся использовать полученное платное время.

5.2. Выделение и распределение обязательных платных печатных площадей

Общий объем “обязательной платной” печатной площади определен законом (п.6 ст.61 ФЗД): не менее общего объема выделенной бесплатной печатной площади и не более удвоенной выделенной бесплатной печатной площади. Эта площадь будет распределяться жеребьевкой, но не между всеми кандидатами, а между теми, кто подал заявку на платную площадь. Жеребьевка проводится редакцией печатного издания до 5 ноября (но может быть и раньше). В связи с этим вы должны не забыть подать заявку и держать контакт с редакцией.

Относительно вопроса о том, стоит ли подавать заявку в государственное СМИ на платные печатные площади, смотри предыдущий раздел.

6. Дополнительная (необязательная) платная агитация в СМИ

Помимо указанных выше обязательно выделяемых кандидатам, партиям, блокам платных и бесплатных эфирного времени и печатных площадей, СМИ имеют право предоставить свое медийное пространство (эфирное время и печатные площади) для агитации на платной основе. Однако, для этого СМИ обязательно должно до 3 октября 2003 г. опубликовать расценки на предоставление этих услуг. СМИ, не опубликовавшее расценок, не может оказывать платные услуги по агитации.

Список государственных и муниципальных СМИ, опубликовавших расценки, должен иметься в ЦИК РФ и в комиссиях субъектов Федерации. Однако этот список может не исчерпывать всех СМИ, которые имеют право оказания платных услуг по агитации, поскольку в нем могут не оказаться негосударственные СМИ. Работа с последними, если они популярны среди населения, будет более плодотворной, чем работа с государственными и муниципальными СМИ. Поэтому вам имеет смысл напомнить таким негосударственным СМИ, чтобы они не забыли опубликовать свои расценки до 3-го октября.

Не могут предоставлять платные услуги по агитации негосударственные СМИ, которые учреждены позже чем 3 сентября 2002 года10. Однако это не относится к СМИ, учрежденным партиями.

СМИ, опубликовавшее расценки, должна предоставлять услуги всем кандидатам, партиям, блокам “на одинаковых условиях оплаты”11. Это не значит, что эти СМИ будут относится к вам также хорошо, как к кандидату “от власти” или как к кандидату, заплатившему “не через кассу”. Для вас “по техническим причинам” вообще может не найтись места.

7. Требования к размещению агитации в СМИ

Закон устанавливает, что государственные и муниципальные СМИ “обязаны обеспечить зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам, а также политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, равные условия для проведения предвыборной агитации”. Это значит, что предоставляемые государственными и муниципальными СМИ эфирное время и печатные площади должны иметь одинаковый объем и одинаковое качество (по времени эфира, по месту расположения в периодическом издании). От негосударственных СМИ требуется только, чтобы они обеспечили “одинаковые условия оплаты”.

Пункты 22 и 23 статьи 60 ФЗД запрещают прерывать и перекрывать агитационные передачи рекламой и другими передачами. П.15 ст.61 ФЗД устанавливает, что “публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующими кандидатом, партией, блоком”. Каждая агитационная публикация в периодическом печатном издании должна сопровождаться указанием, из чьего избирательного фонда она оплачена, либо указанием на то, что данная публикация осуществлена на бесплатной основе. За выполнение всех этих требований ответственность несет СМИ.

Следует учесть, что публикации в печатных СМИ готовятся заранее. Газете требуется время (несколько дней) для создания макета и других технических мероприятий. Учтите также, что СМИ может не иметь, или может делать вид, что не имеет, технических возможностей для печати сложных рисунков, мелкого или, наоборот, крупного текста и т.п. Поэтому заранее оговорите со СМИ детали, сроки и формат предоставления агитационного материала.

Неоднократно бывали случаи “корректировки” агитационных материалов (“вырезание” части эфирной записи, сокращение текста и т.д.). Чтобы такого не случилось, следует четко прописать условия размещения в договоре (см. ниже).

Внимательно изучайте агитационные материалы, размещаемые в СМИ. С одной стороны, вы должны отслеживать, соблюдают ли государственные и муниципальные СМИ равные условия размещения агитационных материалов. С другой стороны, если у вас хватит сил, вы сможете заметить нарушения со стороны ваших конкурентов или, что бывает чаще, материалы, которые являются агитационными, но не оплачены из избирательного фонда. Кстати, что касается “информационных” материалов, то они “должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов, политических партий, избирательных блоков” (п.2 ст.54 ФЗД).

8. Оформление договоров и оплата

Любое (как платное, так и бесплатное) размещение агитационных материалов в СМИ должно оформляться договором между заказчиком - кандидатом, партией, блоком (действующими на основании Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”) - и исполнителем – организацией телерадиовещания или редакцией периодического печатного издания. Договоры, естественно, должны быть письменными и должны удовлетворять требованиям ГК РФ. Партии, и блоки заключают такие договоры через своих уполномоченных (см. статью 37 ФЗД). Содержание договора с организацией телерадиовещания должно удовлетворять требованиям п.18 ст.60 ФЗД; в этом случае также предусмотрено составление акта выполнения работ и справка об использованном эфирном времени. (п.18 ст.60 ФЗД). Рекомендуем вам внимательно отнестись к составлению договоров: оговорить там ответственность СМИ за неразмещение или ненадлежащее размещение агитационного материала. Не забудьте также указать порядок и сроки оплаты, а также источник оплаты – избирательный фонд.

Оплата за размещение агитационных материалов в СМИ должна производиться не позднее чем за два дня до размещения агитационного материала. Копия платежного документа должна быть представлена соответствующему СМИ перед размещением материала. Это – важное требование, поскольку СМИ не имеет права размещать агитационный материал без предоплаты.

9. График избирательных действий, связанных с агитацией в СМИ

Срок (включительно)

Действие

Пункт ФЗД

Субъект действия

До 13 сентября

Публикация перечня общероссийских государственных СМИ

П.7 ст.56

ЦИК РФ

До 13 сентября

Публикация перечня региональных государственных СМИ

П.8 ст.56

Избирательная комиссия субъекта РФ (ИКСФ)

С момента регистрации - до момента жеребьевки (не позднее 5 ноября)

Подача заявок на платное эфирное время и платную печатную площадь в соответствующее СМИ

П.14 ст.60, п.9 ст.61

Кандидаты, партии, блоки

До 3 октября

Публикация сведений о размере и условиях оплаты за размещение агитационных материалов и представление этих сведений в соответствующую комиссию

П.9 ст.59

СМИ

С момента регистрации последнего списка, кандидата - до 5 ноября12

Жеребьевка бесплатного эфирного времени, выделенного на государственных каналах телерадиовещания

 

ЦИК РФ (для партий и блоков)

ИКСФ (для кандидатов и региональных групп кандидатов)

С участием представителей кандидатов, партий, блоков

С момента регистрации последнего списка, кандидата - до 5 ноября13

Жеребьевка платного эфирного времени, выделенного на государственных и муниципальных каналах телерадиовещания, жеребьевка платной и бесплатной печатной площади, выделенной государственными и муниципальными периодическими печатными изданиями.

П.14,15 ст.60, п.8,9 ст.61

Соответствующее СМИ

С участием представителей кандидатов, партий, блоков

(Иногда данная жеребьевка проводится избирательной комиссией)

После проведения жеребьевки – не позднее чем за два дня до размещения агитматериала

Заключение договоров на бесплатное размещение агитационных материалов

П.11 ст.60, п.5 ст.61

Кандидат, уполномоченный представитель партии, блока с одной стороны, СМИ – с другой

Не позднее чем за два дня до размещения агитматериала

Заключение договоров на платное размещение агитационных материалов

П.14,15,18 ст.60, п.8,9 ст.61

Кандидат, уполномоченный представитель партии, блока с одной стороны, СМИ – с другой

Не позднее чем за два дня до размещения агитматериала

Оплата размещения агитационных материалов в СМИ

П.19 ст.60, п.13 ст.61

Кандидат, уполномоченный представитель по финансовым вопросам

Не позднее чем за пять дней до срока размещения агитационного материала

Уведомление об отказе использовать предоставленные по жеребьевке эфирное время или печатную площадь.

П.16. ст.60, п.10 ст.61

Кандидаты, партии, блоки

В соответствии с условиями договора

Представление агитационных материалов в СМИ

-

Кандидаты, партии, блоки

С 7 ноября – до 5 декабря

Размещение агитационных материалов в СМИ

П.2 ст.58

СМИ

 

* Председатель Межрегионального объединения избирателей, член Московской городской избирательной комиссии с правом совещательного голоса, член окружной избирательной комиссии по выборам депутата ГД ФС РФ (с 1993 г.), председатель окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы (1997-2001), участник более тридцати избирательных кампаний в разных регионах России.

1 Опубликован в “Российской газете” 13 сентября 2003 г.

2 Дело в том, что избирательная комиссия не проверяет, финансируется ли данное СМИ из бюджета. Она вообще не вдается в подробности. Между тем, СМИ идут на всякие ухищрения: меняют незадолго до выборов учредителей, отказываются предоставлять постатейную финансовую отчетность и т.д.

3 Этот канал может отказаться от участия в агитации как “специализированный”. Отказался ли он от агитации, станет ясно после 3 октября 2003 г.

4 7 ноября – нерабочий день.

5 Фактически из этого требования следует, что издания, которые выходят реже одного раза в неделю, не обязаны выделять бесплатные площади. Хотя это не сказано в законе явно.

6 По версии ЦИК РФ жеребьевка должна состояться не позднее чем 4 ноября.

7 По версии ЦИК РФ жеребьевка должна состояться не позднее чем 4 ноября.

8 Все это не домыслы, а практический опыт.

9 Это условие может оказаться невыполнимым, если, например, жеребьевка прошла 5 ноября, а время вам выделено 8 ноября.

10 Замечательный факт российского законодательства: это ограничение относится только к негосударственным СМИ. Значит, органы власти могут учреждать новые СМИ для агитации хоть прямо перед выборами.

11 Правда, “это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими список (списки) кандидатов, политическими партиями, входящими в избирательный блок, выдвинувший список (списки) кандидатов” (п.8 ст.59 ФЗД).

12 ЦИК РФ считает, что до 4 ноября.

13 ЦИК РФ считает, что до 4 ноября.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001 Вячеслав Румянцев