Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Московский закон о референдуме оспаривается в суде

Мы уже писали о том, что в Закон города Москвы " О референдумах в городе Москве", принятый 30 июня этого года, по примеру федерального конституционного закона были внесены нормы, осложняющие инициирование референдума гражданами (см. "Московские законодатели в борьбе с референдумами взяли пример с федеральных").

27 августа группа граждан - жителей Москвы обратилась в Мосгорсуд с заявлением, требующим признать не соответствующими федеральному закону и недействующими ряд положений московского закона.

Ниже приводится это заявление.

В Московский городской суд

от граждан Российской Федерации

Бузина Андрея Юрьевича,

Любарева Аркадия Ефимовича,

Суворова Андрея Дмитриевича,

Шмелева Владимира Алексеевича,

Заинтересованные лица:

Московская городская Дума,

Мэр Москвы,

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании недействующими положений статьи 9 Закона города Москвы от 30 июня 2004 года № 43 “О референдумах в городе Москве”

1. 30 июня 2004 г. Московская городская Дума приняла Закон города Москвы “О референдумах в городе Москве”. Закон подписан Мэром Москвы, опубликован 21 июля 2004 г. в журнале “Вестник Мэра и Правительства Москвы” и вступил в силу 31 июля 2004 г.

Положения частей 1, 2 и 6 статьи 9 указанного закона, по нашему мнению, противоречат положениям пунктов 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и нарушают наши права на участие в референдуме, поэтому данные положения подлежат признанию недействующими.

2. Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, граждане РФ имеют право на участие в референдуме. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Основные гарантии права граждан РФ на участие в референдуме определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Согласно п. 51 ст. 2 указанного закона, “право на участие в референдуме – конституционное право граждан Российской Федерации голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума”. Согласно п. 2 ст. 1 указанного закона, этот закон имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ. Согласно п. 3 указанной статьи, законами субъектов РФ могут устанавливаться гарантии права граждан РФ на участие в референдуме, дополняющие гарантии, установленные данным федеральным законом. Согласно п. 6 указанной статьи, законы субъектов РФ о референдумах не должны противоречить данному федеральному закону.

Таким образом, положения закона субъекта РФ о референдуме не могут ограничивать права граждан РФ на участие в референдуме, в том числе и по выдвижению инициативы проведения референдума, в большей степени, чем Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

3. Согласно п. 1 ст. 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта РФ и не менее 10 человек – для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Положения данного пункта имеют прямое действие и не предусматривают возможность устанавливать законом субъекта РФ более высокие требования для минимальной численности инициативной группы.

Часть 1 ст. 9 Закона города Москвы “О референдумах в городе Москве” устанавливает минимальную численность инициативной группы для выдвижения инициативы проведения референдума города Москвы в 300 человек, то есть в 15 раз больше, чем это предусмотрено федеральным законом.

Часть 2 ст. 9 Закона города Москвы “О референдумах в городе Москве” устанавливает минимальную численность инициативной группы для выдвижения инициативы проведения местного референдума в 100 человек, то есть в 10 раз больше, чем это предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, указанные положения московского закона противоречат федеральному закону и существенно ограничивают права жителей города Москвы, в том числе и наши права как граждан РФ и жителей города Москвы, на участие выдвижении инициативы проведения референдума и, таким образом, нарушают конституционные права жителей города Москвы на участие в референдуме. Поэтому указанные положения должны быть признаны недействующими.

4. Пункты 3 и 4 ст. 36 закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” устанавливают требования, предъявляемые к ходатайству инициативной группы о регистрации группы. В частности, в п. 3 указано, что ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы. Положения данной статьи не предусматривают возможность устанавливать законом субъекта РФ дополнительные требования к ходатайству.

Однако в ч. 6 ст. 9 Закона города Москвы “О референдумах в городе Москве” предусматривается, что “данные подписи членов инициативной группы по проведению референдума удостоверяются нотариально”.

Указанное положение является дополнительным ограничением прав граждан на выдвижение инициативы проведения референдума и поэтому, в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, не может быть введено законом субъекта РФ.

Таким образом, указанное положение московского закона противоречит федеральному законодательству и существенно ограничивают права жителей города Москвы, в том числе и наши права как граждан РФ и жителей города Москвы, на участие выдвижении инициативы проведения референдума и, таким образом, нарушают конституционные права жителей города Москвы на участие в референдуме. Поэтому указанное положение должно быть признано недействующим.

На основании ст. 251, 253 ГПК РФ просим:

1. Признать недействующими положения частей 1 и 2 статьи 9 Закона города Москвы от 30 июня 2004 года № 43 “О референдумах в городе Москве”, предусматривающие более высокую по сравнению с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” минимальную численность инициативной группы для выдвижения инициативы проведения референдума города Москвы и местного референдума.

2. Признать недействующими положение части 6 статьи 9 Закона города Москвы от 30 июня 2004 года № 43 “О референдумах в городе Москве”, предусматривающее нотариальное заверение подписей членов инициативной группы под ходатайством о регистрации инициативной группы.

Приложения:

1. Копия части текста Закона города Москвы от 30 июня 2004 года № 43 “О референдумах в городе Москве” из журнала “Вестник Мэра и Правительства Москвы”, № 43 за 2004 г. (7 листов).

2. Квитанция об уплате государственной пошлины.

3. Копии заявления (3 экз.).

Бузин А.Ю.

Любарев А.Е.

Суворов А.Д.

Шмелев В.А.

 

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев