Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Выдержки из стенограммы заседания Московской городской Думы 3 сентября 2003 г. (рассмотрение вопроса о принятии в первом чтении проекта Закона города Москвы “О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы"”) с комментариями

Выдержка из стенограммы

Комментарий А.Е. Любарева

Товарищ ПЕТРОВ А.В.

По моему, это как раз вот тот самый случай, когда не надо ничего вносить в действующий закон, который, как мы знаем с вами, хоть опубликован и вступил в действие, но он совсем еще и не работал.

Я абсолютно уверен, что в наш Избирательный кодекс нам придется вносить изменения, но, наверное, только после того, как мы хотя бы проведем одну избирательную кампанию, безусловно, тогда придется вносить изменения.

Во-первых, вице-премьер в этот момент, по-видимому забыл, что его непосредственный начальник (не без его участия) за неделю до этого тоже внес законопроект, предлагающий изменения в Избирательный кодекс (продолжение дискуссии на эту тему см. ниже).

Во-вторых, опыт показывает, что любой избирательный закон работает только одну кампанию, поэтому вносить в него изменения после кампании большого смысла не имеет.

Предлагаемые автором законопроекта дополнения как бы, ну они ничего нового нам в общем-то в нашу практику сегодня не вносят, а в некоторых случаях вызывают и недоумение. И мы здесь сталкиваемся по некоторым вопросам, о которых я сейчас скажу, в противоречии с федеральным законодательством. Кстати говоря, уважаемый господин советник, который сейчас выступал, господин Любарев, у нас в общем-то и был одним из авторов, мы его активно привлекали к написанию текста. Он, по-моему, даже возглавлял у нас рабочую группу по написанию текста данного законопроекта.

Мы здесь в этом отношении открыты для разного рода представителей политических структур, для нас это в общем-то в данном случае не являлось каким-то вот устанавливающим что ли наши какие-то ограничения. И мы на данном этапе вот все это вносилось, это все не новое. Мы их тогда не приняли а рабочем порядке все эти предложения. Поэтому я не очень понимаю, зачем их сейчас вносить. Ну и некоторые вещи, которые у нас как бы вступают в противоречие.

Потрясающе! Петров вдруг возвел меня в ранг руководителя рабочей группы. Может быть, он и прав, если считать, что группа состояла из одного Любарева, поскольку первоначальный текст был действительно написан Любаревым.

Петров никак не может или не хочет понять, что я не являюсь представителем какой-либо политической структуры, а выступаю как эксперт.

Многое из того, что есть в этом законопроекте, действительно, было в моем первоначальном тексте. Но не приняты они были исключительно потому, что Петров с Горбуновым отвергли саму идею о возможности проведения выборов по многомандатным округам. А поскольку депутаты в ходе третьего чтения восстановили такую возможность, то необходимо было вернуть в текст и все нормы, проработанные для многомандатных округов.

Выражение "как бы" у Петрова – слово-паразит. Но здесь оно вполне уместно. Действительно, они "как бы вступают в противоречие".

Ну допустим, федеральная норма говорит о том, что число мандатов, подлежащих распределению в многомандатном, не может превышать пяти. Это федеральная норма, она у нас как бы сидит в нашем федеральном, в нашем городском кодексе. Но дальше автор предлагает записать: данное ограничение не применяется при выборах, если вот этот округ в пределах одного избирательного участка. Ну а кто нам дает право такие вещи записывать? Мы как бы вот норму федерального закона пытаемся перевернуть так, что вот это можно делать, но если это не в пределах границ одного избирательного участка. Мы вторгаемся как бы не в свою сферу здесь уже праворегулирования. Цитирую федеральный закон (п. 8 ст. 18): "В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в орган местного самоуправления в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка".

Буквально этот же текст и был записан в уточненной редакции проекта. Так что, разразившись филиппикой в адрес этого текста, Петров расписался в своем незнании федерального законодательства.

Вот уже говорилось о том, относительно минимального процента. Но если мы не устанавливаем минимальный процент, значит, он у нас не установлен. Не установлен, и таким образом субъект Федерации признает, что нам и не нужен этот процент. А раз мы его не установили, и у нас его нету, значит, мы и не действуем здесь ни по какой норме. Так. Я это понимаю по-другому. Если в федеральном законе (п. 2 ст. 70) говорится: "Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что минимальный процент ... не устанавливается", значит, необходима специальная запись. А по умолчанию будет действовать общая норма о минимальной 20%-ной явке. 
И далее мы записываем: выборы депутатов вот представительного по многомандатке не могут быть признаны несостоявшимися. Это как такое? А если ни один избиратель не пришел на выборы, но все равно, правда, это абсурд, да, но мы все равно признаем выборы состоявшимися. Это что такое? Зачем нам вот как бы здесь чего-то совсем накручивать-то уже то, чего совсем просто невозможно быть, зачем мы это пишем? Это просто быть не может. Да, я повторяю, абсурд, но зачем абсурдные вещи записывать в законопроект?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ НА ЗАСЕДАНИИ (депутат ВЫШЕГОРОДЦЕВ М.М.):

Анатолий Валентинович, мне кажется, что слово “абсурд” – это оценка.

Товарищ ПЕТРОВ А.В.:

Оценка?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ НА ЗАСЕДАНИИ (депутат ВЫШЕГОРОДЦЕВ М.М.):

Я попрошу Вас воздержаться от оценок.

Товарищ ПЕТРОВ А.В.:

Спасибо, Михаил Михайлович. Я больше не буду этого делать.

Кажется, Петров сам запутался в нагромождении своих слов.

Предположение о том, что на выборы не придет ни один избиратель, действительно, является абсурдом. Но этот абсурд родился в голове вице-премьера, в законе такого нет.

Что касается критикуемой Петровом нормы, то она является логическим следствием из п. 2 ст. 70 федерального закона с учетом того, что порог явки в многомандатном округе не устанавливается. В этом пункте перечислены 6 оснований для признания выборов несостоявшимися, и ни один из них для данного случая не подходит. И в этом же пункте сказано, что "законом не могут устанавливаться дополнительные основания для признания выборов несостоявшимися". 

Так что здесь опять-таки полное соответствие федеральному закону.

Другое дело, что, может быть, норма федерального закона не вполне разумна. Но тут претензии не ко мне: из двух моих поправок ЦИК одобрил только одну, вот и получилось то, что получилось.

Или мы записываем дальше, вот чего мы хотели записать, я не очень понимаю. Дополнительные выборы депутата взамен выбывшего также в случае, если указанные выборы могут быть совмещены. Ну слово Вы мне запретили, да, какие-то оценки делать, но это все само собой разумеющееся, только чего мы здесь записали я понять опять-таки не могу. Также в случае, если выборы вот чего-то могут быть совмещены. Ну я понимаю, потом у нас могут лингвисты чего-то нас подправить, но такого рода вещи зачем это записывать? Вообще-то правила приличия требуют: если чего-то не понимаешь, задай вопрос. А не лезь сразу с критикой.

Федеральный закон (п. 9 ст. 71) гласит: в многомандатном округе дополнительные выборы проводятся, "если в округе замещено менее двух третей мандатов". И далее: "Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов". Именно такие иные основания я и предложил из экономических соображений.

Я предлагаю этот законопроект, я повторяю, он не вредный, но и не полезный, не трогать сейчас закон, который вот вступил в действие, но еще и не работает ни одного дня, будем так говорить. Не трогать, лучше посмотреть эти вещи немножечко позднее.

Депутат КАТАЕВ Д.И., изб. округ № 25:

Насколько я понимаю, следуя логике уважаемого Анатолия Валентиновича, он сейчас или когда-то снимет законопроект Мэра, внесенный в городскую Думу, об изменении Избирательного кодекса.

Товарищ ПЕТРОВ А.В.:

Кто это Вам сказал?

Депутат КАТАЕВ Д.И., изб. округ № 25:

Он же предлагает, Вы же предлагаете не трогать Избирательный кодекс. Давайте будем поступать последовательно.

Могу только высказать сожаление, что за прошедшие, по-моему, полтора месяца мы не получили замечаний ни от Мэра, ни от Правового управления Мэрии, ни от представителя Мэра. Ну что же, еще не совсем поздно.

Товарищ ПЕТРОВ А.В.:

Да, справочку одну. Я бы не хотел, уважаемые депутаты, я об этом не сказал в выступлении, как бы два законопроекта сегодня не сравнивать. Законопроект, внесенный Мэром, он устраняет противоречия, которые мы допустили, принимая закон, ну сейчас не будем говорить, в том числе, наверное, и по нашей вине, допустили противоречие с федеральным законодательством. Поэтому как бы одно другому, ну одно, другое с другим как бы путать не надо, потому что мы устранять противоречия с федеральным законодательством обязаны. А как бы распечатывать закон – это совсем другие вещи.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ НА ЗАСЕДАНИИ (депутат ВЫШЕГОРОДЦЕВ М.М.):

Это было выступление Полномочного представителя Мэра по ведению. Спасибо.

Уважаемые коллеги, желающих выступить по мотивам нет. Дмитрий Иванович Катаев.

Депутат КАТАЕВ Д.И., изб. округ № 25:

Уважаемые коллеги, я просил бы не сравнивать два законопроекта, поскольку законопроект, внесенный Мэром, не устраняет противоречия с федеральным законодательством, противоречий нет и никто нам на него не указывал пока, ни Прокуратура, никто. А мы часто спорим даже с Прокуратурой, как известно.

А вот противоречия в практике возникнут. В многомандатном округе, к примеру, кандидат должен будет собирать в два раза больше подписей, чем в одномандатном. Хотя бы такие вот противоречия, я просил бы все-таки содействовать, так сказать, их устранению.

Спасибо.

 В общем, к замечаниям Катаева не надо делать больших добавлений.

То, что законопроект, внесенный Мэром, устраняет противоречия с федеральным законодательством – выдумка команды Петрова. И они это прекрасно понимают, т.к. не решились об этом прямо заявить в пояснительной записке к проекту (см. мой комментарий к проекту).

А вот мой законопроект, действительно, устраняет противоречия с федеральным законом, и я об этом сказал в своем выступлении. В частности, противоречие с п. 2 ст. 37, которое требует, чтобы установленное законом количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном округе, не превышало 2% от числа избирателей округа, деленного на число мандатов. Любопытно, что Петров ни словом не обмолвился об этом пункте моего законопроекта.

   
   
   
   

Выдержки из стенограммы заседания Московской городской Думы 11 июня 2003 г. (рассмотрение вопроса о принятии Закона города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы")

Депутат КАТАЕВ Д.И., изб. округ № 25:

Уважаемые Анатолий Валентинович и содокладчик, я получил только сегодня или вчера вечером, не знаю, по электронной почте замечания Любарева – это бывший член комиссии с совещательным голосом городской комиссии. Ну, он действительно очень квалифицированный специалист в области избирательного права. Он тут вносит, делает несколько замечаний, по существу – редакционных.

Вы познакомились с ними, Анатолий Валентинович?

Товарищ ПЕТРОВ А.В.:

Я согласен с тем, что Любарев действительно высокий специалист, и он участвовал в написании этого текста законопроекта, Дмитрий Иванович, хотя вот мы с ним совершенно на разных политических позициях стоим. Видите, мы очень народ податливый. Я, к сожалению, не получал его поправок.

Депутат КАТАЕВ Д.И., изб. округ № 25:

Ну, вот мне кажется, что это справедливые замечания. Я повторяю, что они почти технические. Они связаны с тем, что вот у нас появились многомандатные округа при муниципальных выборах, кое-где еще надо что-то подчистить в соответствии с этим.

Ну, это я так интерпретирую.

Товарищ ПЕТРОВ А.В.:

Я, Дмитрий Иванович, я не знаю, мы находимся уже на такой стадии...

Депутат КАТАЕВ Д.И., изб. округ № 25:

Я понимаю...

Товарищ ПЕТРОВ А.В.:

...когда мы ничего внести не сможем.

Депутат КАТАЕВ Д.И., изб. округ № 25:

Я и хотел задать вопрос: нельзя ли все-таки это?..

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМЫ:

Дмитрий Иванович, я не знаю, как может Анатолий Валентинович ответить, если он не знает документа.

Депутат КАТАЕВ Д.И., изб. округ № 25:

Нет, ну вот чисто технические поправки.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМЫ:

Вы можете спросить: согласны ли вы рассмотреть редакторскую какую-то правку...

Депутат КАТАЕВ Д.И., изб. округ № 25:

Да.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМЫ:

...если Вы передадите документы?

Депутат КАТАЕВ Д.И., изб. округ № 25:

Вот, правильно. Спасибо, Владимир Михайлович.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМЫ:

Анатолий Валентинович, вот такой вопрос прозвучал.

Товарищ ПЕТРОВ А.В.:

Я согласен рассмотреть, если это чисто редакторская правка, и Дума согласится с тем, чтобы мы что-то внесли как редакцию.

Депутат КАТАЕВ Д.И., изб. округ № 25:

Спасибо большое.

Товарищ ПЕТРОВ А.В.:

Но я не видел...

Депутат КАТАЕВ Д.И., изб. округ № 25:

Я понимаю. Спасибо. Сейчас передам.

Товарищ ПЕТРОВ А.В.:

И чтобы закончить вот с вопросом Дмитрия Ивановича, Владимир Михайлович...

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМЫ:

Да, пожалуйста.

Товарищ ПЕТРОВ А.В.:

Я текст, правда, по диагонали пробежал. Но это не редакционные поправки. Не редакционные.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМЫ:

Ну, Вы возьмете. И если сочтете... мы никакого решения не принимаем.

 

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев