Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Заключение А.Е.Любарева о соответствии положениям главы 9 Конституции Российской Федерации порядка проведения общероссийского голосования

Инициативное научное заключение

в связи с рассмотрением Конституционным Судом Российской Федерации запроса Президента Российской Федерации о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона  Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» № 1-ФКЗ от 14 марта 2020 года, а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 этого же Закона (дело № 3063/15-01/2020)  

Настоящее заключение подготовлено в рамках института аmicus curiae (§ 34.1 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации) в связи с рассмотрением Конституционным Судом Российской Федерации запроса Президента Российской Федерации о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона  Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 этого же Закона.

Настоящее заключение касается соответствия статьи 3 Закона  Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» положениям главы 9 Конституции Российской Федерации, а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 этого же Закона..

 

Статья 3 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» предусматривает, что после прохождения всех этапов принятия данного закона, предусмотренных статьями 108 и 136 Конституции РФ (принятие закона Государственной Думой, его одобрение Советом Федерации и органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ, подписание Президентом РФ), статья 1 этого закона, содержащая поправки к главам 3 – 8 Конституции РФ, не вступает в силу сразу (часть 1 указанной статьи). Вступление ее в силу обусловлено выполнением еще двух условий.

Согласно части 3 статьи 3 указанного закона, Конституционный Суд РФ обязан дать заключение о соответствии (несоответствии) положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений данного Закона, а также о соответствии (несоответствии) Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона. В случае выявления несоответствия положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений данного Закона или несоответствия Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона они не вступают в силу.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации дает заключение о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений данного Закона и о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона, вступает в силу статья 2 данного Закона, и проводится общероссийское голосование.

Согласно частям 4 и 5 статьи 3 указанного закона, статья 1 этого закона, содержащая поправки к главам 3 – 8 Конституции РФ, вступает в силу в случае, если по итогам общероссийского голосования, проведенного в соответствии со статьей 2 данного закона, за изменения в Конституцию РФ проголосует более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании.

 

Считаю взаимосвязанные положения частей 1, 3, 4 и 5 статьи 3 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» не соответствующими статье 136 Конституции РФ по следующим основаниям.

Условия вступления в силу поправок к главам 3 – 8 Конституции РФ определены статьей 136 Конституции РФ с учетом положений статьи 108 Конституции РФ. Возникает вопрос: может ли законодатель определить дополнительные условия вступления в силу поправки к Конституции, принятой в соответствии со статьей 136 Конституции, какими-либо обстоятельствами, не указанными прямо в статье 136 Конституции?

Полагаю, что законодатель может определить такие дополнительные условия, если эти условия не позволяют фактически отменить или отложить на неопределенный срок вступление в силу поправок к Конституции, принятых в соответствии со статьей 136 Конституции РФ.

Именно в этом смысле не вызывают вопросов действия государственных органов и должностных лиц, установленные Федеральным законом от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», в частности, действия Председателя Совета Федерации (статьи 7 и 8 указанного закона), Совета Федерации (статья 11), Президента Российской Федерации (статьи 12 и 14). Все эти действия, хотя прямо и не указаны в статье 136 Конституции, не могут фактически отменить или отложить на неопределенный срок вступление в силу поправок к Конституции, принятых в соответствии со статьей 136 Конституции России. Кроме того, действия Президента РФ по подписанию и обнародованию закона соответствуют положениям пункта «д» статьи 84 и части 2 статьи 108 Конституции РФ, а также положению части 3 статьи 15 Конституции РФ, согласно которому неопубликованные законы не применяются. Соответствуют они и толкованию статьи 136 Конституции РФ, которое дано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 12-П.

Иная ситуация, если вступление в силу поправок к Конституции, принятых в соответствии со статьей 136 Конституции России, обуславливается ссылкой на условия, которые могут не наступить вообще – в частности, на положительный итог общероссийского голосования, либо на положительное решение Конституционного Суда.

Полагаю, что положения о проведении общероссийского голосования по поправкам к Конституции РФ могли бы соответствовать статье 136 Конституции РФ только в том случае, если бы указанное голосование проводилось до предусмотренного данной статьей одобрения органами законодательной власти субъектов РФ. После того как выполнены все условия, предусмотренные статьей 136 Конституции РФ, не может быть таких дополнительных условий, которые позволили бы поправкам вообще не вступить в силу.

Тем самым не соответствует Конституции РФ и порядок вступления в силу статьи 1 этого же Закона.

Несколько иная ситуация с заключением Конституционного Суда РФ. Вывод Конституционного Суда о несоответствии конкретной поправки к одной из глав 3 – 8 Конституции РФ (то есть конкретного пункта или связанных пунктов статьи 1 обсуждаемого закона) главам 1 и 2 Конституции РФ должен повлечь признание этой поправки недействующей, если она уже вступила в силу, и не подлежащей вступлению в силу, если она еще в силу не вступила. Однако это не должно препятствовать вступлению в силу других поправок (пунктов статьи 1 обсуждаемого закона). Таким образом, полагаю, что положение, согласно которому выявление Конституционным Судом РФ несоответствия главам 1 и 2 Конституции РФ каких-либо положений статьи 1 обсуждаемого закона влечет невступление в силу статьи 1 полностью, не соответствует Конституции РФ.

Отмечу, что ситуация, когда одни положения статьи 1 обсуждаемого закона могут оказаться соответствующими Конституции РФ, а другие – не соответствующими, возникла из-за нарушения законодателями требования части 2 статьи 2 Федерального закона от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», согласно которому одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста.

При этом есть основания считать, что при принятии обсуждаемого закона в Государственной Думе была нарушена статья 134 Конституции РФ, поскольку некоторые новеллы, которые не связаны с другими и потому должны считаться самостоятельными поправками, были предложены отдельными депутатами, которые в силу статьи 134 не имеют права вносить предложения о поправках. В частности, поправка, вводящая в статью 81 Конституции РФ пункт 3.1, была предложена депутатом Государственной Думы В.В. Терешковой.

 16 марта 2020 года

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев