Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

В Избирательном кодексе Москвы осталась "дырка"

Мне уже не раз приходилось писать об "Избирательном кодексе города Москвы": и том, как он был принят, и о том, как мы с депутатом МГД Д.И. Катаевым пытались устранить имевшиеся в нем недостатки, и о том, что Центризбирком частично поддержал мою позицию.

Однако я очень не скоро узнал о том, что Центризбирком 28 октября 2003 г. направил в Мосгордуму,  в МГИК и Главное управлению Минюста по Москве свои замечания и предложения к "Избирательному кодексу" (на 8 стр.). Не со всеми из них можно согласиться, но они содержали и некоторые из тех предложений, которые мы с Катаевым безуспешно пытались отстоять за два месяца до этого.

Мосгоризбирком в спешном порядке (а времени на раскачку, действительно, не было: приближался срок назначения муниципальных выборов) подготовил проект закона о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс. Мы с Катаевым узнали об этом тогда, когда проект уже был готов.

18 ноября проект был внесен в первоочередном порядке и.о. Мэра Москвы В.П. Шанцевым. В пояснительной записке было сказано, что проект предлагается в связи с внесением изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав ...", а также в связи с принятием Конституционным Судом РФ 30.10.2003 Постановления о проверке отдельных положений этого закона. И далее: "Также в проекте закона произведена детализация отдельных норм, касающихся проведения выборов в органы местного самоуправления в городе Москве по одномандатным избирательным округам, и устранены неточности в отсылочных нормах Закона города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы"." О том, что внесение проекта было вызвано замечаниями Центризбиркома, стыдливо умалчивалось.

Рассмотрение проекта также предполагалось в первоочередном порядке. Первое чтение было назначено на 26 ноября. Было очевидно, что проект будет принят в окончательном виде в течение этого дня.

Как обычно, проект содержал ошибки и пробелы. И мне пришлось в срочном порядке готовить поправки. Я написал 4 поправки (для внесения Катаевым), еще одну (несущественную) подготовил сам Катаев.

Утром 26 ноября депутаты единогласно приняли проект в первом чтении. Желание внести поправки выразил лишь Катаев. И на внесение поправок щедрые депутаты отвели аж целый час.

Редактор проекта (председатель МГИК В.П. Горбунов принял одну поправку и частично учел еще две. Одну мою и одну катаевскую поправку он полностью отклонил. Катаев не стал настаивать (все равно бесполезно) и отклоненные поправки снял с рассмотрения.

Увы, Горбунов так и не смог понять, что оставил в законе серьезную "дырку". Впрочем, этого не поняли и в Центризбиркоме, не согласившись с одним из моих замечаний. Честно говоря, я сам, когда высказывал замечания, упустил один важный аргумент.

Речь идет о том, сколько голосов имеет избиратель при голосовании в многомандатном округе.

Раньше с этим не было проблем: во всех региональных законах было написано, что избиратель может отметить столько кандидатов, сколько замещается мандатов в избирательном округе. Но после Постановления Конституционного Суда РФ от 23.03.2000 ситуация изменилась. 

Теперь Конституционный Суд и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав ..." требуют, чтобы при образовании избирательных округов с разным числом мандатов все избиратели имели одинаковое число голосов. Таким образом, закон предусматривает, что в определенных случаях число голосов у избирателя может быть меньше или больше числа замещаемых мандатов.

Главный вопрос: кто должен решать, сколько голосов имеет избиратель?

Найти ответ на этот вопрос оказалось нелегко. Я, например, нашел его только через 1,5 года после принятия нынешнего Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав ...". В п. 17 ст. 68 этого закона записано, что число отметок, которое может поставить в бюллетене избиратель, должно быть установлено законом. Таким образом, вопрос должен быть решен именно законом города Москвы, а не уставом или иным нормативным актом муниципального образования, не решением МГИК и не решением избирательной комиссии муниципального образования.

Горбунов и депутаты Мосгордумы этого не захотели понять.

Насколько мне известно, во многих районах выборы депутатов муниципальных Собраний, назначенные на 14 марта 2004 г., проводятся по многомандатным округам. И, значит, вопрос о том, сколько голосов имеет избиратель, для этих районов имеет серьезное значение.

Правда, в большинстве случаев округа образованы с равным числом мандатов. Поэтому проблема не так остра: кто-нибудь втихаря примет решение о том, что избиратель имеет столько голосов, сколько замещается мандатов, и никому не придет в голову оспаривать такой традиционный подход. 

Но есть и другие случаи. По моим данным как минимум в одном районе (Печатники) образованы округа с разным числом мандатов. И вот тут уже вопрос серьезный: как бы "дырка" в законе не привела к срыву этих выборов.

Аркадий Любарев
9 февраля 2004 г.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев